Минфин России рассказал об изменениях в порядке проведения проверок аудиторских компаний
vladwel / Depositphotos.com |
Минфин России дал разъяснения о новациях в порядке проведения Федеральным казначейством внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, вступившего в силу с 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ).
Так, в частности, уточнен предмет контроля. Теперь проверяется соблюдение требований законодательства об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также исполнение решений Федерального казначейства о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого внешнего контроля деятельности.
Также определен предмет внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов: соблюдение обязательных требований, а также исполнение решений саморегулируемой организации аудиторов о применении мер дисциплинарного воздействия, принимаемых по результатам внешнего контроля деятельности.
Кроме того, был введен механизм, предотвращающий дублирование контрольной деятельности Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов. Так, саморегулируемая организация аудиторов может засчитать плановую проверку качества работы аудиторской организации, проведенную Федеральным казначейством, в счет осуществляемого ею планового контроля. Такой механизм предполагает, что:
- между Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов заключается соглашение о признании результатов внешних проверок Федерального казначейства саморегулируемой организацией аудиторов;
- внутренним документом саморегулируемой организацией аудиторов устанавливается порядок признания результатов внешних проверок Федерального казначейства;
- признание результатов внешних проверок Федерального казначейства саморегулируемой организацией аудиторов является правом саморегулируемой организации аудиторов, а не ее обязанностью. Организация может принять решение о применении механизма зачета, сохранив за собой право в определенных случаях проводить плановые проверки аудиторских организаций (независимо от проведения плановых проверок Федеральным казначейством);
- применение механизм зачета возможно лишь в отношении проверок аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности определенных организаций;
- зачет плановой проверки качества работы аудиторской организации, проведенной Федеральным казначейством, саморегулируемой организацией аудиторов возможен в отношении проверки одной и той же аудиторской организации за один и тот же проверяемый период;
- механизм зачета не затрагивает проведение внеплановых проверок качества работы аудиторских организаций.
Также устанавливается общий подход к организации и осуществлению контроля. Он проводится на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Планирование внешних проверок осуществляется на основании отнесения деятельности аудиторских организаций и (или) их групп к определенной категории риска. При этом категория риска определяется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения аудиторскими организациями обязательных требований и оценки вероятности несоблюдения таких требований.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Еще одно изменение касается периодичности плановых проверок. Так, внешние проверки качества работы аудиторских организаций должны проводиться не чаще одного раза в год. Периодичность же плановых проверок, проводимых Федеральным казначейством, зависит от категории риска причинения вреда (ущерба), к которой отнесена аудиторская организация:
- для категории чрезвычайно высокого риска один раз год;
- для категории высокого риска один раз в два года;
- для категории среднего риска одни раз в три года.
В отношении аудиторских организаций, которые отнесены к низкой категории риска, плановые проверки не проводятся.
В зависимости от категории риска меняются и допустимые виды контроля. Так, например, в отношении организаций с чрезвычайно высокой категорией риска могут проводится выездные (плановые и внеплановые) проверки и документарные. В отношении организаций с высокой или средней категориями риска могут проводится как выездные, так и документарные проверки (плановые и внеплановые). Отнесенные к низкой категории риска, организации могут проверяться только внепланово, выездной или документарной проверкой.
Документарные проверки включают в себя такие контрольные мероприятия, как получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза. Выездные проверки – осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза.