Скорректирован порядок контроля за аудиторскими компаниями в сфере противодействия отмывания доходов
evencake / Depositphotos.com |
Президент РФ подписал закон, вносящий ряд поправок в "антиотмывочное" законодательство (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 165-ФЗ). Изменения вступают в силу с 27 июня 2021 года. Минфин России рассказал о новых правилах проведения контроля за аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ и ФРОМУ) (информационное сообщение Минфина России от 15 июня 2021 г. № ИС-аудит-44). С разъяснениями Минфина России можно ознакомиться на официальном сайте Министерства в подразделе "Общая информация" раздела "Аудиторская деятельность" рубрики "Деятельность".
Документом определены основные элементы системы контроля за аудиторами. К ним, в частности, относятся объекты контроля (аудиторские организации и индивидуальные аудиторы), субъекты контроля (Росфинмониторинг, Федеральное Казначейство и саморегулируемая организация аудиторов) и предмет контроля (соблюдение аудиторами обязательных требований, а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля). Обмен информацией между субъектами контроля осуществляется на основе отдельных соглашений между Росфинмониторингом и другими субъектами контроля через личные кабинеты субъектов контроля, размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга. В соглашениях определяются объем и порядок представления информации, необходимой для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Также разъяснено понятие дистанционного мониторинга, организуемого и проводимого Росфинмониторингом. Его целью является выявление риска несоблюдения аудиторами обязательных требований. Информация по результатам его проведения передается другим субъектам контроля для осуществления ими контроля в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Согласно документу порядок организации и осуществления контроля утверждается Правительством РФ и включает в себя правила организации и проведения дистанционного мониторинга, права и обязанности объектов контроля, возникающие в связи с организацией и осуществлением контроля в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, порядок взаимодействия Росфинмониторинга с другими субъектами контроля по вопросам организации этого контроля.
К организации контроля будет применяться риск-ориентированный подход. Он предусматривает отнесение деятельности аудиторов к определенному уровню риска несоблюдения обязательных требований. Уровни риска формируются субъектами контроля с учетом, в том числе, результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга.
Также определено, что национальная оценка рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма – это деятельность по выявлению и (или) предотвращению рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, выработке мер по минимизации этих рисков. Оценка рисков организуется Росфинмониторингом во взаимодействии с госорганами, Банком России, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов РФ, саморегулируемой организацией аудиторов при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Она проводится в соответствии с рекомендациями, утвержденными Росфинмониторингом. Напомним, что последняя национальная оценка рисков проводилась в 2017-2018 годах. С ее результатами можно ознакомиться на официальном сайте Росфинмониторинга в разделе "Деятельность".
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Также проводится и секторальная оценка вышеуказанных рисков. В ходе такой оценки риски выявляются для отдельных секторов экономической деятельности. Секторальная оценка рисков проводится Росфинмониторингом и соответствующими контрольными органами. Порядок проведения секторальной оценки рисков в сфере аудиторской деятельности устанавливается субъектами контроля в этой сфере. Секторальная оценка рисков проводится с учетом результатов национальной оценки рисков. Последняя секторальная оценка рисков в сфере аудиторской деятельности проводилась в 2018 году. С отчетом о ее результатах можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России в подразделе "Противодействие коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" раздела "Аудиторская деятельность. Стандарты и правила аудита" рубрики "Деятельность".