Электронное актирование: новая реальность для учреждений-заказчиков
ideyweb / Depositphotos.com |
Для получателей средств федерального бюджета новыми нормами постановления Правительства РФ № 2050 об особенностях реализации закона о федеральном бюджете на 2021 год установлены обязательные условия об оплате, которые необходимо предусмотреть в государственных контрактах 2021 года на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 667):
- условие о сроке оплаты в течение 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
- условие об оплате по контрактам, исполнение которых приходится на декабрь 2021 года, в декабре 2021 года или в очередном финансовом году за счет лимитов следующего года в зависимости от даты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Более подробно о такой новации мы рассказывали ранее в новостной ленте.
Конечно, мы привыкли, что в качестве документа о приемке исполнения по контракту, как правило, выступает накладная, акт приемки-передачи товара, акт выполненных работ/ оказанных услуг, оформленные в печатном виде. Однако наряду с таким оформлением приемки в настоящее время Казначейством в ЕИС реализована процедура электронного актирования, когда документ о приемке товаров, работ или услуг формируется и подписывается электронной подписью в электронной форме посредством функциональных возможностей ЕИС Такой вариант формирования документов позволяет минимизировать бумажный документооборот и оптимизировать порядок взаимодействия заказчиков и исполнителей, в том числе, процесс оплаты.
Так вот еще одно новшество касается федеральных ГРБС как получателей средств федерального бюджета и подведомственных им ПБС. По закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС начиная с 1 мая 2021 года, в соответствии с новой нормой Постановления № 2050 заказчик обязан предусмотреть в контрактах положение о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в ЕИС в сфере закупок.
Данное требование распространяется на федеральных ГРБС, которые будут включены в утвержденный Правительством РФ перечень, и подведомственных им ПБС. Однако на сегодняшний день такого реестра нет, а потому обязанность предусматривать в контрактах положение о возможности электронного актирования для федеральных заказчиков - ПБС пока откладывается до их включения в указанный правительственный перечень.
На что следует обратить внимание при электронном актировании?
- Условиями контракта должна быть предусмотрена именно возможность электронного актирования, иными словами заказчик предоставляет лишь право, но исполнитель контракта не обязан формировать электронные документы о приемке в ЕИС. Исполнитель контракта может воспользоваться предоставленной возможностью и сформировать в ЕИС электронный документ о приемке, или сформировать предусмотренные условиями контракта документы о приемке на бумажном носителе.
- Нет обязанности включать условие о возможности электронного актирования в контракты, заключенные с единственным поставщиком, поскольку извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно положениям Закона № 44-ФЗ не требуется.
- Электронный документ о приемке формируется в ЕИС исполнителем (поставщиком, подрядчиком), но качество его заполнения зависит от сведений, которые содержатся в реестре контрактов. Поэтому необходимо внимательней отнестись к формированию информации о предмете закупки, условных единицах и иных показателях, которые позволят сформировать исполнителю акт в электронном виде.
- Подписанные в ЕИС в сфере закупок документы о приемке принимаются к учету в качестве первичных учетных документов и являются основанием для оплаты.
На основании сформированных и подписанных в ЕИС электронных документов о приемке предусмотрена возможность автоматического формирования сведения об исполнении контракта, сведения об исполнении денежного обязательства, а также распоряжения на оплату (заявки на кассовый расход, платежного поручения). Механизм электронного актирования позволит сократить трудозатраты по формированию таких документов - все будет формироваться в ЕИС на основании электронного акта, и заказчику останется лишь проверить и подписать сформированные документы электронной подписью. Причем форматы выгрузки документов из ЕИС в ГИС "Электронный бюджет" уже отработаны.
- Электронное актирование в ЕИС позволяет заказчику подписать документ приемки не только руководителем или уполномоченным лицом, но и приемочной комиссией. Для этого необходимо обеспечить сотрудников, которые входят в состав приемочной комиссии, электронными подписями, а также настроить в ЕИС права и полномочия подписантов и предоставить им доступ в ЕИС. Но, как и прежде, можно дополнительно прикрепить скан документа приемки, сформированного и подписанного приемочной комиссией на бумажном носителе, ведь зачастую к работе комиссии привлекаются сторонние лица, которые не являются работниками учреждения (к примеру, независимые эксперты), или формируются межведомственные комиссии по приемке. Такие привлеченные к работе приемочной комиссии лица не могут подписывать в ЕИС электронные документы.
- Датой приемки при электронном актировании является дата подписания в ЕИС руководителем или уполномоченным лицом заказчика сформированного электронного документа о приемке.
- В электронном акте предусмотрена возможность указать сведения о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, что позволит сформировать денежное обязательство с учетом условия об удержании санкций из суммы причитающейся контрагенту оплаты стоимости товаров, работ или услуг.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
На федеральные бюджетные и автономные учреждения, региональные и муниципальные организации бюджетной сферы норма об обязательном включении в условия контракта возможности электронного актирования не распространяется. Но все они могут воспользоваться таким способом формирования и подписания документов о приемке в ЕИС.
А начиная с 1 января 2022 года электронное актирование запланировано внедрить повсеместно и распространить на заказчиков всех уровней бюджетов независимо от типа учреждения.