Что может помочь "смягчить" наказание при выявлении нецелевых расходов по ОМС?
everythingposs / Depositphotos.com |
Проведенная в медучреждении проверка ТФОМС установила целый ряд нарушений в расходовании средств ОМС, в том числе:
- Необоснованное получение дополнительных сумм финансирования за диспансеризацию детей-сирот. Больница включила в реестр счетов 300 случаев проведения диспансеризации мальчиков и получила за них страховые средства, хотя, как выяснилось, у больницы не было лицензии на осуществление деятельности по направлению "детская урология-андрология" или "урология";
- Выявлено более десяти случаев выполнения работы профильных врачей и медсестер сотрудниками без наличия сертификата специалиста по соответствующей специальности 9 работников. Еще несколько сотрудников при отсутствии профессионального образования выполняли работу, предполагающую наличие такового;
- Сотруднику были предоставлены и оплачены дополнительные дни отпуска за сдачу крови по прошествии четырех лет, в то время как Трудовой кодекс позволяет использовать дней отпуска в течение года после дня сдачи крови;
- Оплачены расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС.
Все эти нарушения ТФОМС квалифицировал как нецелевое использование средств ОМС и потребовал вернуть в бюджет Фонда более 2 миллионов рублей. Поскольку сумма нарушения оказалась весомой, то и санкции за это были немалые – 240 тысяч штрафа и более 560 тысяч пени.
Поскольку добровольно платить учреждение не торопилось, ТФОМС обратился в суд (Постановление АС Дальневосточного округа от 29 января 2021 г. по делу № А51-8210/2020).
Судьи первого уровня согласились с ревизорами в части нарушений, повлекших неправомерное расходование страховых средств. А вот штрафные санкции сочли несоразмерно высокими и уменьшили в три раза и сумму штрафа, и пени.
Но суд апелляционной инстанции с решением коллег не согласился и постановил взыскать вместе с "нецелевкой" полную сумму пени, а вот штраф счет возможным уменьшить до 80 тыс. рублей. Кассационная инстанция подтвердила правильность такого решения. Любая мера ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств ОМС, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности характеру нарушения. И данном случае при вынесении решения о снижении суммы штрафа суд учел статус больницы как государственного учреждения и социально значимый вид ее деятельности.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Добавим, что Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" возможности не предусматривает возможности снижения штрафных санкций с учетом смягчающих обстоятельств. Однако судьи вплоть до Верховного Суда РФ все же уменьшают учреждениям штрафы, иногда а десятки раз – до 1 тыс. рублей. При этом во внимание принимаются такого рода факторы, как:
- совершение правонарушения впервые и отсутствие финансирования в виде субсидий из бюджета на расходы, произведенные медучреждением за счет средств ОМС – см. Определение ВС РФ от 28 августа 2020 г. № 307-ЭС20-11163;
- статус учреждения как некоммерческой организации социальной сферы – см. Определение ВС РФ от 8 мая 2020 г. № 304-ЭС19-26462;
- расходование средств ОМС на закупку препаратов во исполнение сантарно-эпидемиологических норм, ведомственных приказов или распоряжения учредителя до поступления финансирования на эти цели из бюджета субъекта РФ – см. определения ВС РФ от 19 августа 2020 г. № 307-ЭС20-11132 и от 14 апреля 2020 г. № 307-ЭС20-3955. Кстати, последнее из указанных судебных решений мы подробно рассматривали летом прошлого года.