"Веселящий газ": запреты и ответственность
khosrork / Depositphotos.com |
С 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 472-ФЗ, направленный на ограничение оборота закиси азота в Российской Федерации. Необходимость принятия указанного документа вызвана тем, что вопреки прямому назначению – в медицинских, промышленных и технических целях – нередки случаи ее применения в качестве одурманивающего вещества для развлечения, которое не обходится без вреда здоровью, а иногда приводит и к летальному исходу.
Нормы, ужесточающие правила оборота закиси азота и пресекающие незаконную деятельность по распространению этого газа, действуют с начала года, а с сегодняшнего дня (15 февраля) к ним добавилась еще и новая статья КоАП, предусматривающая ответственность за пропаганду закиси азота.
Предпосылки поправок, запреты и ограничения, касающиеся оборота закиси азота, а также ответственность за их нарушение рассмотрим более подробно.
Предпосылки изменений
Закись азота представляет собой бесцветный негорючий газ, применяемый преимущественно в медицине как средство для ингаляционной анестезии (в хирургии, стоматологии, при родах и т. п.), а также в различных отраслях промышленности – например, в пищевой для охлаждения, замораживания и хранения продуктов, в технических целях – для сварочных работ, в электронной промышленности, для проведения анализов и подготовки особо чистых газов, для работы двигателей внутреннего сгорания и т. д.
По данным отчета по исследованию закиси азота и определению ее психоактивных свойств, нецелевое использование этого газа человеком может привести к необратимым последствиям для его жизни и здоровья – нарушению ритма сердца, недостаточности кровообращения, угнетению дыхания, острой гипоксии и смерти. Однако продавцы закиси азота, пропагандирующие его как средство развлечения, которое в небольших количествах приводит к состоянию эйфории и сопровождается беспричинным смехом и галлюцинациями, забывают указывать негативные побочные действия этого вещества. "На своих сайтах в Интернете продавцы закиси азота активно убеждают в его безвредности, чем вводят потребителей в заблуждение", – подчеркивали разработчики инициативы в пояснительной записке к законопроекту, положенному в основу Закона № 472-ФЗ. А Роспотребнадзор добавлял, что подобная "продукция", называемая "веселящим газом", "кислородными шариками", "воздухом Ибицы" и т. п., позиционируется как абсолютно безвредная, легальная, доступная, модная и популярная. Но привлечь нарушителей к ответственности не представлялось возможным, поскольку не было законодательного запрета на распространение закиси азота.
Когда случаи отравления и гибели молодых людей от вдыхания закиси азота начали учащаться, Роспотребнадзор выпустил письмо, в котором не только напомнил допустимые области применения газа, но и указал на недопустимость его нахождения в свободной продаже и недоступность для индивидуального приобретения и потребления в нарушение показаний к применению. Ведомство призывало свои территориальные органы при выявлении фактов свободной продажи закиси азота в качестве "веселящего газа" принимать в рамках своей компетенции меры, направленные на их пресечение и недопущение, а также проводить разъяснительную работу о вреде и опасности самостоятельного потребления закиси азота и о незаконной практике ее распространения.
Но, как показал анализ судебной практики, суды в ряде случаев отказывали надзорным органам в привлечении физических или юридических лиц к административной ответственности за продажу закиси азота как средства развлечения. Хоть суды и соглашались с надзорными органами в том, что закись азота является специфическим товаром, применяемым в медицинских, технических, промышленных целях и отнесенным к категории одурманивающих препаратов, но правовых оснований привлечь распространителей "веселящего газа" они не видели, поскольку не было законодательного запрета или ограничения оборота закиси азота.
Запреты и ограничения
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения Законом № 472-ФЗ были введены ограничения на оборот на территории России закиси азота и прописаны запреты на производство, изготовление, закупку, поставку, хранение, перевозку, пересылку, реализацию (сбыт) закиси азота, пропаганду, в том числе посредством Интернета, использования (потребления) закиси азота, а также распространение информации о реализации (сбыте) закиси азота не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров, продуктов питания, а также не для медицинского, промышленного или технического применения.
Кроме того, введен прямой запрет на использование (потребление) физическими лицами закиси азота, являющейся одурманивающим веществом, не по назначению в целях изменения состояния организма человека, не связанного с медицинским вмешательством и медицинской помощью. При этом Правительство РФ наделено полномочием по определению перечня одурманивающих веществ, включающего в том числе закись азота. Пока такой перечень не издан, но закись азота давно включена в Список одурманивающих веществ, утвержденный Постоянным комитетом по контролю наркотиков.
Примечательно, что закон не содержит определения понятия "закись азота", хотя на необходимость его расшифровки "во избежание возникновения правовой неопределенности, поскольку данный термин не используется в законодательстве Российской Федерации" указывалось в правительственном отзыве на законопроект. Причем в первоначальной редакции такое определение содержалось применительно к каждой из трех категорий закиси азота – пищевой, технической и медицинской. Но в окончательный текст закона такие определения не вошли, а указание на виды закиси азота остались лишь в контексте упоминаемых сфер ее легального применения.
Ответственность
Законодательное закрепление запретов и ограничений на оборот закиси азота теперь позволяет применять к нарушителям административную и уголовную ответственность. Так, за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, ст. 14.2 КоАП РФ установлены наказания в виде штрафа для граждан в размере 1,5-2 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, для должностных лиц – 3-4 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, для юрлиц – 30-40 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
При этом с 15 февраля дополнительно введены санкции за пропаганду, в том числе посредством Интернета, использования (потребления) закиси азота либо распространение информации о ее реализации (сбыте) не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров или продуктов питания либо не для медицинского, промышленного или технического применения (ст. 6.13.1 КоАП РФ). За такое деяние предусмотрен штраф для граждан в размере 1-2 тыс. руб., для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – 10-20 тыс. руб., для юрлиц – 50-150 тыс. руб. Причем к ИП и юрлицам помимо штрафа может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.
Следует помнить, что КоАП РФ содержит и санкции за вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), за потребление несовершеннолетними в возрасте до 16 лет таких веществ (ст. 20.22 КоАП РФ) и потребление одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).
Также, учитывая, что рассматриваемый газ не имеет обязательного подтверждения соответствия в качестве безопасного продукта, предназначенного для розничной продажи в целях приобретения для личного потребления (исходя из формы выпуска закись азота сертифицировалась по определенному изготовителем назначению для других целей), то лицам, осуществляющим продажу закиси азота непосредственно гражданам, может быть инкриминировано совершение преступления, предусмотренного ст. 238 Уголовного кодекса. В этой норме закреплены санкции за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. В данном случае наряду со штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет, обязательными работами на срок до 360 часов, ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, предусмотрено лишение свободы на тот же срок.
Если же незаконные производство, хранение, перевозка или сбыт повлекут по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, то в ход пойдут более строгие санкции – начиная от штрафа до 500 тыс. руб. и заканчивая лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового. А если незаконная деятельность по обороту окиси азота приведет к смерти по неосторожности двух или более лиц, то может быть назначено лишение свободы сроком до 10 лет.
Наконец, принимая во внимание агрессивное побуждение со стороны распространителей "веселящего газа" к его активному употреблению в качестве "безвредных" аналогов наркотических средств, соответствующие действия могут содержать признаки преступления, предусмотренного ст. 230 УК РФ, а именно – склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Последнее влечет ограничение свободы на срок до трех лет, либо арест на срок до полугода, либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет. Повышенные санкции определены за склонение к потреблению указанных веществ, совершенное в отношении двух или более лиц, в отношении несовершеннолетнего, либо если такое деяние повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.
***
Применение закиси азота как средства развлечения приобрело в современной России широкое распространение. Но предлагаемая под видом безопасного вещества, вызывающего при его вдыхании эйфорический эффект, закись азота, кроме временного хорошего настроения, может нанести серьезный вред здоровью граждан. Понимая это и учитывая возрастающий интерес молодежи к одурманивающим веществам, законодатель, утвердив Закон № 472-ФЗ, предпринял попытку усовершенствовать нормативно-правовое регулирование деятельности, связанной с изготовлением "веселящего газа" и контролем за его нахождением в обороте. Ожидается, что новые нормы не создадут препятствий для использования закиси азота по назначению, но позволят надзорным органам своевременно и эффективно пресекать ее распространение для употребления не по назначению, в том числе путем блокировки сайтов продавцов закиси, а также привлечения их владельцев к ответственности за незаконную продажу "веселящего газа" и популяризацию его употребления ради развлечения.
Судя по тому, что Правительство РФ в числе замечаний к законопроекту, который впоследствии стал Законом № 472-ФЗ, акцентировало внимание на отсутствии в предлагаемых нормах регулирования иных, не менее опасных одурманивающих веществ (например, хлороформа, эфира, толуола, хлорэтила, смесей клофелина, димедрола, барбитуратов с алкоголем и т. п.), законодатель не собирается останавливаться на достигнутом.