Новости и аналитика Новости Высказывания А. Кудрина информационным агентствам. 19 августа 2008

Высказывания А. Кудрина информационным агентствам. 19 августа 2008

Минфин РФ предлагает уменьшить Резервный фонд с 10% до 6% ВВП, разницу отдать на пенсии

Москва, 18 августа. ИНТЕРФАКС-АФИ

Минфин РФ предлагает с 2010 года уменьшить Резервный фонд с 10% ВВП до 6% ВВП и направить эти средства в Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого будут финансироваться пенсионные выплаты, сообщил журналистам министр финансов РФ Алексей Кудрин

"Мы считаем, что нужно увеличить и полностью закрепить Фонд национального благосостояния за Пенсионным фондом", - сказал он.

Минфин РФ выступает за поддержание коэффициента замещения (отношения средней пенсии к средней зарплате) на уровне 30%.

А.Кудрин пояснил, что, помимо налоговых мер в отношении работодателей и граждан, источником финансирования пенсий с 2010 года станет постоянный трансферт из ФНБ в Пенсионный фонд (ПФР) в размере 0,6% ВВП до полного исчерпания накопленных ресурсов.

Поскольку ФНБ получит дополнительные ресурсы за счет снижения Резервного фонда, то он будет больше зарабатывать при их инвестировании, это поможет поддерживать постоянный трансферт на финансирование пенсионной системы.

"В некоторые годы трансферт 0,6% ВВП будет формироваться только за счет инвестиционного дохода, но не всегда. Поэтому потихоньку будет уменьшаться и тело фонда", - отметил А.Кудрин. По расчетам Минфина, полное исчерпание ФНБ произойдет в 2027 году.

Резервный фонд будет поддерживаться на уровне 3% ВВП до тех пор, пока нефтегазовых доходов будет хватать на нефтегазовый трансферт в размере 3,7% ВВП. Затем средства Резервного фонда будут тратиться и исчерпаются к 2027 году.

Как отметил А.Кудрин, если бы у России не было ФНБ, пришлось бы на эту величину повысить налоги. "Наличие фонда позволяет выполнять задачу повышения пенсий и смягчить повышение налогового бремени", - подчеркнул он.

Кроме того, глава Минфина обратил внимание, что такое использование ФНБ позволит поддерживать пенсии не за счет вбрасывания дополнительных нефтегазовых доходов в экономику, а за счет зарабатывания инвестиционных доходов.

Он также считает, что введение ежегодного трансферта в размере 0,6% ВВП позволяет установить понятную инвестиционную стратегию ФНБ.

По его словам, часть средств можно будет вложить в долгосрочные бумаги или более рискованные бумаги с высокой доходностью, а часть - в высоколиквидные короткие бумаги. "То, что нам надо от тела фонда, должно находиться в высоколиквидных коротких обязательствах, которые можно продать даже в моменты кризиса", - сказал А.Кудрин. 

Минфин предлагает ввести пенсионный взнос 3% для граждан моложе 40 лет

Москва, 18 августа. ИНТЕРФАКС-АФИ

Минфин РФ предлагает для поддержания доходов пенсионной системы ввести с 2010 года страховой пенсионный взнос в размере 3% для физических лиц, родившихся начиная с 1968 года, сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Это предусмотрено ключевыми параметрами бюджетной стратегии на период до 2023 года, которая будет внесена Минфином в правительство в течение недели.

Взимать этот внос предлагается с годовой зарплаты до 1,1 млн рублей, а доходы выше этого порога облагаться взносом не будут.

В настоящее время единый социальный налог (ЕСН) в размере 26% распределяется между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами. В частности, 6% зачисляется в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования, 6% - в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии, 14% - в Пенсионный фонд РФ (ПФР).

При этом 6% из 14%, зачисляемых в ПФР, идут на накопительные счета граждан моложе 1967 года рождения, а оставшиеся 8% - на выплаты пенсий действующим пенсионерам.

А.Кудрин отметил, что количество граждан моложе 1967 года рождения растет с каждым годом. В результате доходы пенсионной системы, из которых выплачиваются пенсии действующим пенсионерам, постоянно падают. По оценкам Минфина, ежегодно уходит примерно 1,5% доходов.

В связи с этим предлагается направить половину взносов, поступающих в накопительную часть (3% из 6%), на финансирование текущих пенсий. Чтобы компенсировать эти 3%, предлагается с 2010 года ввести для физических лиц, родившихся начиная с 1968 года, специальный страховой взнос в размере 3% на накопительную часть трудовой пенсии.

"Работник будет получать на накопительный счет те же 6%, только 3% - от работодателя и 3% - будет платить сам. Это позволит вовлекать гражданина в накопление своих пенсионных прав", - пояснил глава Минфина.

Он считает, что это не будет означать повышение налога на доходы физических лиц с 13% до 16%, поскольку страховой взнос 3% будет уплачиваться только с части годовой зарплаты, не превышающей 1,1 млн рублей.

По словам вице-премьера, отчисления с 1,1 млн рублей - это минимально необходимый уровень накоплений. Он отметил также, что с доходов выше 1,1 млн рублей граждане всегда могут делать дополнительные пенсионные накопления.

А.Кудрин подчеркнул, что доходы пенсионной системы в настоящее время недостаточны, чтобы обеспечить достойную пенсию всем ныне работающим. "Если базироваться на действующих доходах пенсионной системы, пенсия будет меньше, чем сейчас, но не в номинальном выражении, а в отношении средней зарплаты", - сказал он.

По его мнению, и государство, и граждане должны думать заранее о том, чтобы пенсия стала достойной, не меньше 30% от средней зарплаты, которая будет со временем расти. "Думать нужно заранее, накапливать пенсионные права заранее", - считает глава Минфина.

А.Кудрин полагает, что теоретически в будущем, если более 70% работников будут участвовать в добровольном накоплении пенсионных средств, можно было бы ставить вопрос об отмене страхового взноса на граждан в размере 3%.

Однако "с учетом того, что российские жители еще не приспособлены, не имеют достаточно подготовки, чтобы участвовать в свободном рынке, скорее всего нам нужно держать обязательную часть пенсионных платежей, иначе гражданин сам не побеспокоится", отметил глава Минфина.

По его мнению, понадобится не менее 10 лет, чтобы граждане привыкли добровольно накапливать будущую пенсию. Для стимулирования таких накоплений планируется комплекс специальных мер, в том числе реклама и дополнительные налоговые вычеты. 

Минфин предлагает с 2010 г снизить объем резервного фонда с 10 проц до 6 проц ВВП, а Фонд национального благосостояния направить на финансирование песий с его полным исчерпанием в 2027 г

МОСКВА, 18 августа. /ПРАЙМ-ТАСС/

Министерство финансов РФ предлагает с 2010 г снизить объем резервного фонда с 10 проц до 6 проц ВВП, а Фонд национального благосостояния направить на финансирование песий с его полным исчерпанием в 2027 г. Об этом журналистам сообщил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Средства фонда Национального благосостояния, начиная с 2010 г, предлагается направить для дополнительного финансирования пенсионной системы в размере 0,6 проц ВВП ежегодно. Помимо этого, на финансирование пенсий будут направляться доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния в объеме 0,4 проц ВВП - в 2010 г, 0,6 проц ВВП - в 2013 г, до 0,1 проц ВВП - в 2025 г. В последующие годы Фонд национального благосостояния не сможет зарабатывать сколько-нибудь существенных доходов из-за его небольшого объема. 

Минфин РФ предлагает взимать с физлиц 3 проц страховых взносов во внебюджетные фонды с 2010 г

МОСКВА, 18 августа. /ПРАЙМ-ТАСС/

Министерство финансов РФ предлагает взимать с физических лиц 3 проц страховых взносов с заработной платы для зачисления во внебюджетные фонды. Об этом журналистам сообщил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

По его словам, это альтернативное предложение Министерства финансов для сбалансирования пенсионной системы РФ, которая испытывает все больший дефицит в средствах.

Дополнительные доходы в размере в размере 2 проц от налогооблагаемой зарплаты будут направляться в фонд обязательного медицинского страхования, а 1 проц - в Пенсионный фонд РФ/

Кроме того, начиная с 2010 г финансовое ведомство предлагает проиндексировать шкалу для расчета единого социального налога. Так предлагается взимать ЕСН с работодателей по ставке 26 проц для заработных плат до 1,1 млн руб в год, по ставке 10 проц - для зарплат в диапазоне 1,1 млн руб до 2,3 млн руб в год и поставке 2 проц - свыше 2,3 млн руб в год. Сейчас ЕСН по ставке 26 проц взимается с заработных плат до 270 тыс руб в год.

Министр финансов подчеркнул, что заработная плата за последние годы существенно выросла, поэтому эффективная ставка единого социального налога будет приведена в соответствие с условиями 2005 г. Сейчас эффективная ставка составляет около 21,5 проц. При этом ежегодная эффективная ставка снижается на 1-2 проц в год, что автоматически снижает доходы пенсионной системы.

Предполагается полностью отказаться от зачисления части ЕСН на выплату базовой части пенсии в федеральный бюджет. Сейчас эта доля перечисляется в бюджет по ставке 6 проц из базовой ставки в 26 проц. Она будет направляться непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ. Половина взносов, уплачиваемых работодателями и направляемых на накопительные счета граждан, то есть 3 проц из 6 проц, направляемых на накопительные счета сейчас, будет передана на финансирование текущих пенсий.

В дальнейшем Минфин предлагает с 2013 г переложить нагрузку по уплате профессиональных пенсий, связанных с досрочным выходом на пенсию, на те предприятия, которые имеют производство, на котором заняты люди, имеющие право на досрочный выход на пенсию. "Оплачивать должны те отрасли, те предприятия, которые применяют этот труд", - сказал А.Кудрин.

С 2020 г Минфин предлагает проиндексировать ставку ЕСН для всех предприятий на 3 проц.

Минфин считает необходимым сохранить доходы пенсионеров хотя бы на уровне 30 проц их заработной платы, которая была при выходе на пенсию. В настоящее время соотношение песни к средней заработной плате составляет 26,2 проц. "Если ничего не делать, сохранить ЕСН и зафиксировать объем поддержки пенсионной системы на существующем уровне, то по такому инерционному варианту соотношение средней пенсии к средней зарплате уменьшится с 26,2 проц в 2010 г до 12,5 проц в 2023 г", - сказал А.Кудрин.

Предложения Минфина позволят обеспечить средний размер прибавки к пенсии в 2010 г на уровне 940 руб для 37,3 млн пенсионеров в РФ. При этом из федерального бюджета, начиная с 2010 г потребуется выделять ежегодно дополнительно 418,3 млрд руб. В дальнейшем эту прибавку к пенсии предлагается индексировать.

В случае реализации предлагаемого варианта реформы пенсионной системы средняя пенсия уже в 2010 г будет на 70 проц выше прожиточного минимума пенсионера. Сейчас она выше этого минимума на 29,1 проц. В 2013 г предполагается, что средняя пенсия будет в 2 раза выше прожиточного минимума пенсионера, в 2030 г она достигнет пятикратного превышения, а к 2050 г - десятикратного. 

Минфин предлагает направить средства Фонда нацблагосостояния на пенсии, уменьшив Резервный фонд с 10 до 6% ВВП.

РБК. 17.08.2008, Москва

Минфин РФ предлагает увеличить объем Фонда национального благосостояния, закрепив его за Пенсионным фондом РФ. При этом Резервный фонд предлагается уменьшить с 10% до 6% ВВП. Об этом сообщил вице-премьер правительства РФ, глава министерства финансов Алексей Кудрин в беседе с журналистами. По его словам, такая мера является необходимой для обеспечения приемлемого уровня пенсий в условиях сокращающихся нефтегазовых доходов.

      "Непрерывный постоянный трансферт из Фонда нацблагосостояния в ПФР должен составлять 0,6% ВВП за весь период, пока Фонд нацблагосостояния не будет израсходован", - сказал он, пояснив, что Фонд нацблагосостояния вместе с инвестдоходом от размещения средств должен обеспечивать целевой трансферт в ПФР.

      А.Кудрин отметил, что с 2014г. федеральный бюджет РФ станет дефицитным. "Это означает, что у нас начнутся тратиться уже накопленные Резервный фонд и Фонд национального благосостояния сверх инвестиционного дохода от размещения средств этих фондов", - сказал он. По данным министерства, дефицит федерального бюджета будет расти с 0,1% ВВП в 2014г. до 2,2% ВВП в 2023г.

      По словам А.Кудрина, Резервный фонд будет сохраняться пока нефтегазовые доходы смогут обеспечивать на текущие расходы бюджета трансферт в 3,7% ВВП, однако как только они станут меньше этой величины, Резервный фонд придется начать тратить. Фонд начнет сокращаться в 2020г. и составит на конец года уже 5,9% ВВП, а к 2027г. Резервный фонд уже будет исчерпан.

      Фонд национального благосостояния, который на конец 2008г. прогнозируется Минфином в объеме 1,9% ВВП, будет сначала расти и в 2013-2014г. (на конец года) составит по 8,1% ВВП. Затем второй нацфонд начнет сокращаться и в 2027г. составит 0,6% ВВП.

    Министр подчеркнул, что для поддержания приемлемого соотношения уровня пенсий к уровню зарплаты (в соответствии с позицией Минфина - 30%) необходимо использовать средства государственных фондов. В противном случае, по мнению А.Кудрина, для решения тех же задач России пришлось бы повышать налоги на ту же величину. "Нам просто повезло, что у нас есть фонд национального благосостояния и резервный фонд", - считает Кудрин. 

Средний размер прибавки к пенсии старшему поколению с 2010г. должен составить 940 руб. Как заявило журналистам вице-премьер правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин, такая прибавка потребуется для поддержания размера пенсий на уровне 30% от зарплаты, на котором настаивает Минфин.

РБК. 17.08.2008, Москва

      Согласно оценкам министерства, количество получателей такой прибавки составит в 2010г. около 37,3 млн человек, а из бюджета потребуется трансферт на уровне 418,3 млрд руб. А.Кудрин напомнил, что эти средства включаются в страховую часть пенсию и, соответственно, в последующие годы будут индексироваться.

    По словам А.Кудрина, поддержание коэффициента замещения должно обеспечиваться за счет изменения доли взносов в Пенсионный фонд РФ в структуре единого социального налога (ЕСН). Минфин предполагает индексацию шкалы ЕСН (увеличив примерно в 4 раза нынешние диапазоны годовой зарплаты, с которой взимается ставка в 26%, 10% и 2%), отмену финансирования бюджетом профессиональных пенсий и перенос уплаты 3 процентных пунктов ЕСН с работодателя на работника. Таким образом, по данным Минфина, в 2010г. 21,9 процентных пункта коэффициента замещения обеспечат взносы в ПФР. 

Минфин предлагает с 2010г. ввести дополнительный пенсионный взнос в 3% зарплаты для работников после 1967г./р.

РБК. 17.08.2008, Москва

      Минфин РФ предлагает с 2010г. ввести дополнительный пенсионный взнос в размере 3% от налогооблагаемой зарплаты для работников, родившихся после 1967г. Об этом сообщил журналистам вице-премьер правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин. Данное предложение содержится в финансовом плана до 2023г., который до 25 августа с.г. предполагается внести в правительство. С 2020г. предлагается повысить ставку ЕСН с 26 до 29%.

      Также Минфин предполагает отмену финансирования из бюджета с 2013г. профессиональных пенсий за счет увеличения ставки ЕСН на работодателей в отраслях с досрочным выходом на пенсию. При этом указывается на необходимость провести инвентаризацию списков профессий, по которым полагается досрочный выход на пенсию. Работникам бюджетных сфер досрочные пенсии по-прежнему будут обеспечиваться.

      Взнос будет взиматься с налогооблагаемой зарплаты работника. Его можно будет взимать до достижения зарплаты работника уровня 1,1 млн руб. в год (база считается нарастающим итогом).

      Данное предложение разработано Минфином в связи с недостатком средств для финансирования текущих пенсий. Введение допвзноса для молодых работников призвано увеличить финансирование текущих пенсий, не уменьшив пенсионные права работников, при этом не увеличивая нагрузку на работодателей.

    Как пояснил А.Кудрин, количество граждан, которые имеют накопительные части пенсий, становится все больше и больше, а поступления для распределительной системы (на выплаты нынешним пенсионерам) сокращаются. На решение этой проблемы и направлено предложение Минфина. 

Минфин РФ вступился за пенсии

МОСКВА, 18 авг - РИА Новости

Россия подошла к необходимости обеспечить пенсионеров достойными доходами, а для этого придется отказаться от нереалистичных планов по снижению налогов - именно такой вывод следует из подготовленного Минфином финансового плана до 2023 года. Вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин рассказал журналистам про основные параметры долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2023 года, в которой достаточно четко указал не только на отсутствие ресурсов для снижения налогового бремени, но и привел веские аргументы по необходимости повышать налоги в РФ.
"Вопрос - если мы хотим достойные пенсии, достойное здравоохранение и образование, что нам предпринять? Конечно, нам придется повышать налоги, нам придется повышать доходные источники. Мы стоим на черте, за которой дальнейшие вложения в эти сектора и повышение пенсий потребуют увеличения налогового бремени. Можно не повышать налогового бремени, но оставить все как есть", - начал он свою презентацию.

КТО ПРОТИВ МИНФИНА - ТОТ ПРОТИВ ПЕНСИЙ?
В мире по мере роста ВВП на душу населения и увеличении качества жизни растут требования к образованию и здравоохранению, заметил Кудрин. Так как демографическая ситуация ухудшается из-за стареющего населения, указал он, налоговая нагрузка в странах ОЭСР, например, увеличивается. "Это неизбежная тенденция с ростом расходов государства на поддержание качества жизни", - подчеркнул министр, коротко отметив, что уж что-то, а здравоохранение и образование в РФ нуждаются в более чем большой финансовой поддержке.
Паниковать же по поводу роста налоговой нагрузки не стоит, считают в министерстве финансов. Налоговая нагрузка в РФ без учета нефтегазового сектора низкая, сказал министр. И привел в доказательство данные, по которым налоги на потребление, социальные платежи и подоходные налоги в России существенно ниже чем в других, сопоставимых по условиям развития с нами странах.
Минфин же ставит вопрос с пенсиями очень широко: недостаточно финансировать их по остаточному принципу, время от времени кидая добавки пенсионерам.
В своем финплане Минфин настаивает на постоянном росте пенсий вслед за повышением зарплат: для этого предлагается установить уровень коэффициента замещения (соотношение средней зарплаты к средней пенсии) на уровне 30% и держать эту планку.
Проблема в том, что накопительная часть пенсий более-менее приемлемого уровня появится только после 2022 года. РФ же как-то должна пережить период, когда накопительной части еще нет, но пенсии должны быть высокими, указывают в Минфине.
Между тем, федеральный бюджет из-за падения нефтегазовых доходов может стать дефицитным уже в 2014 году - и тогда придется наращивать заимствования и тратить резервы из нацфондов, свидетельствуют расчеты Минфина.

БЕЗ ПОВЫШЕНИЯ ЕСН НЕ ОБОЙТИСЬ
По словам Кудрина, Минфин предлагает с 2010 года провести индексацию шкалы ЕСН, повысив пороги, за которыми действует регрессия, почти в четыре раза. Логика очевидна: этот налог, как известно, призван обеспечивать финансирование внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования). Но шкала не индексировалась с 2005 года, и постепенно налоговое бремя по этому налогу снижается, хотя фондам и так не хватает денег.
Фактически индексация проводится так, чтобы восстановить налоговое бремя на предприятия на уровне 2005 года, уточнил Кудрин.
Одновременно Минфин предлагает ввести обязательный дополнительный взнос на накопительную часть пенсии (помимо ЕСН) для работников моложе 1967 года рождения. Взнос предлагается брать с самого работника в размере 3% с налогооблагаемой зарплаты. Это позволит молодым накопить себе больше пенсионных прав в госсистеме (сами-то граждане пока не слишком самостоятельны и дальновидны), а государству - даст ресурс для дополнительного финансирования текущих пенсий, продолжил вице-премьер.
С 2013 года предполагается также перенести взнос на накопление досрочных пенсий на тех работодателей, которые используют такой труд. Сейчас за досрочные пенсии приходится расплачиваться всем работодателям, уточнил Кудрин.
Также Минфин в финплане ориентируется на то, что фонд национального благосостояния надо расходоваться на пенсии: утвердить постоянный трансферт из него в размере 0,6% ВВП в год.
Несмотря на все это и федеральный бюджет не останется в стороне от пенсий и будет увеличивать трансферты в ПФР. Помимо такого трансферта, бюджет также выделит средства на валоризацию пенсий - то есть пересчет пенсий старшему поколению с учетом роста зарплат экономики. На валоризацию (ее, кстати, предложил Минзравсоцразвития, а Минфин согласился) потребуется 418 миллиардов рублей и прибавка по ней в среднем составит 940 рублей в 2010 году. Минфин готов обеспечить такой трансферт из бюджета, сказал Кудрин.
Но с 2020 года ресурсов пенсионной системе все равно хватать не будет и придется повышать ставку ЕСН на три процентных пункта, уверены в Минфине.
Если же ничего не делать, сохранить ЕСН и зафиксировать объем поддержки пенсионной системы на существующем уровне, то коэффициент замещения уменьшится с 26,2% в 2010 году до 12,5% в 2023 году, предупредил Кудрин. Иными словами, средняя пенсия в РФ к 2023 году будет едва больше 12% от средней зарплаты.
А вот реализация предложений Минфина приведет к тому, что уже в 2010 году средняя пенсия будет выше почти на 70% прожиточного минимума пенсионера, в 2013 году - в два раза, в 2016 году - в 2,5 раза. В 2030 году Минфин предполагает повышение уровня пенсии до пятикратного прожиточного минимума, а в 2050 году - до десятикратного размера, подсчитали в министерстве.

"НАМ ПРОСТО ПОВЕЗЛО С ФОНДОМ НАЦБЛАГОСОСТОЯНИЯ!"
Во всем мире уровень пенсий регулируется простой формулой, которая связывает пенсионный возраст и пенсионный взнос. Минздравсоцразвития, исходя из ограниченности ресурсов бюджета РФ на фоне падения темпов роста нефтегазового сектора, предложило поднять ставку ЕСН до 34% с 26%, сообщил журналистам источник в Минфине. При этом ЕСН предлагается взимать только с годовой зарплаты до 407 тысяч рублей, а дальше - нулевая ставка.
Однако этот вариант вместе с валоризацией не даст удержать коэффициент замещения на уровне 30%, а только замедлит его падение, подсчитали в Минфине.
Там уверены, что поскольку источники финансирования пенсий с коэффициентом замещения на уровне 30% найдены, теперь Минздравсоцразвития согласится с предложениями Минфина.
"Нам просто повезло, что у нас есть фонд национального благосостояния и резервный фонд - как "подушка безопасности" на эти годы, когда у нас нужно укреплять финансовую систему, иметь стабильность и иметь запас прочности", - констатировал Кудрин. Именно благодаря нацфондам, пояснил он, удастся смягчить рост налогового бремени.
Минфин же в поиске дополнительных ресурсов для пенсионной системы посчитал еще вариант повышения пенсионного возраста - очень умеренного: по полгода каждый год, сообщил источник в министерстве. Причем мужчинам можно было бы по этим вариантам повышать в течение пяти лет до 62,5 года, а женщинам (которые все равно живут дольше) - или до 60 лет или тоже до 62,5 года (соответственно за 10 или 15 лет). По логике Минфина, при всей кажущейся непопулярности этой меры вряд ли еще молодая и энергичная женщина будет возмущаться, если ее назовут пенсионеркой не в 55 лет, а в 60 лет.
Зато для бюджета цена вопроса - не ниже 0,6% ВВП каждый год с 2015 года, подчеркнул источник. Такие средства явно не помешают для устойчивости системы, считает Минфин. Тем более, что это как раз тот самый дополнительный трансферт, который нужен пенсиям из казны помимо средств на валоризацию, ресурсов нацфонда, повышения ЕСН и индексации шкалы.

ПЕНСИИ FOR EVER
Для тех, кто так и не понял, считает ли Минфин возможным снижение НДС хоть в какой-нибудь перспективе, Кудрин прокомментировал по пунктам, правы ли, по его мнению, сторонники снижения НДС.
Снижение ставки до 12% и компенсация выпадающих доходов бюджета нефтегазовыми поступлениями обеспечит дополнительную инфляцию на уровне 3,8 процентных пункта, пояснил он. Это ударит по ставкам и срокам кредитов, повлияет на инвестиционную активность. А в таких условиях не следует заблуждаться по поводу эффекта стимулирования экономического роста, полагает Кудрин.
"Коллеги, которые предлагают снижение налогов, по-видимому, считают, что можно сделать это за счет фонда национального благосостояния. Но он исчерпаем, и я считаю, что лучше его направить на другие цели", - также отметил он.
А если не замещать нефтегазовыми доходами, то надо или увеличивать другие налоги, или урезать расходные статьи по другим направлениям, рассудил Кудрин. Раз повышение ЕСН, по расчетам Минфина, потребуется и без снижения НДС, значит, придется сокращать какие-то расходы.
"Какие расходы сокращать? Продуктивные расходы: дороги, образование, здравоохранения. То, что нужно рынку с точки зрения качества рабочей силы и инфраструктуры?" - задал вопрос Кудрин. И уже более коварно предложил заплатить за снижение НДС "пенсиями, выплатами, социальными пособиями", которые тогда придется сохранить на нынешнем низком уровне.
"Здесь мы зажаты в реальные перспективы, в очень серьезные тиски. Поэтому когда говорят - давайте снизим НДС, никто по большому счету не считает влияния всех обстоятельств", - констатировал вице-премьер.
Так что России придется выбрать между пенсиями для самых незащищенных, работавших всю жизнь граждан, и поддержкой бизнеса, полагает глава Минфина. Он считает, что время, когда пенсионеры могли сидеть и "с интересом наблюдать за экономическим ростом" и улучшением жизни в стране - прошло. Когда-нибудь, добавил Кудрин, они должны задать властям вопрос: почему же когда у всех все так хорошо, у них - плохо?
"Я считаю, что сейчас ситуация подошла к критической", - заявил он.
Минфин намерен и дальше загадывать далеко вперед - пересматривая свой финплан на 15 лет каждые пару лет, а в 2010 году приступит к проработке финансового плана на 50 лет, сообщил Кудрин. Надо ли говорить, что и дальше приоритетом будут пенсии, финансирование которых, по мнению Минфина, должно стать главной задачей государства? 

Минфин нашел способы повысить пенсии в РФ

Москва,  18 августа. ИНТЕРФАКС-АФИ

Средняя пенсия российского гражданина должна быть не ниже 30% от средней зарплаты, а более низкие пенсии сохранять недостойно, считает Минфин РФ.

Исходя из этой задачи Минфин просчитал возможности российского бюджета на ближайшие 15 лет и пришел к выводу, что налоги, в том числе НДС, не просто нельзя снижать, а нужно повышать.

Но даже повышения налогов будет недостаточно для существенного роста пенсий, и потребуется принять целый ряд других мер по поддержке пенсионной системы.

Рост пенсий необходим

"Мы должны не только удержать пенсию (на нынешнем уровне), мы должны признать, что сегодня пенсия не соответствует уровню достойной", - заявил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

"Этот фактор влияет на все наши выкладки", - подчеркнул он.

А.Кудрин отметил, что дефицит пенсионной системы является главным вызовом всей финансовой системы страны на ближайшие 15 лет. Он связан с сокращением количества работающего населения и увеличением числа пенсионеров.

Если ничего не предпринимать, то коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) снизится с 26,2% в 2010 году до 12,5% в 2023 году. Между тем Минфин считает, что пенсию нужно повысить до 30% от средней зарплаты. При этом А.Кудрин отметил, что "даже в этом варианте мы приходим к очень умеренным социальным обязательствам".

По его словам, предложенные Минфином меры позволят увеличить соотношение средней трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера. В частности, если в 2007 году средняя пенсия превышала прожиточный минимум пенсионера лишь на 3,4%, то в 2010 году будет превышать на 70%, в 2012 году - в 2 раза, в 2023 году - в 3,8 раза.

Кроме того, меры позволят реализовать предложение Минздравсоцразвития провести так называемую валоризацию, или индексацию пенсионных прав граждан, ставших пенсионерами до 1991 года.

В результате валоризации средний размер прибавки к пенсии для всех, кто вышел на пенсию до 1991 года (37,3 млн человек), составит 940 рублей. Это потребует дополнительных расходов бюджета в размере 418,3 млрд рублей начиная с 2010 года.

Где взять деньги?

По данным Минфина, доходы всей бюджетной системы РФ, включая внебюджетные фонды, в последние годы находятся в пределах 33-37% ВВП, в то время как в странах ОЭСР - 39%, в странах ЕС - 47% ВВП.

При этом налоговая нагрузка в РФ без учета нефтегазового сектора в 2007 году составила 29,3% ВВП, а в целом - 36,3%. В странах ОЭСР налоговая нагрузка растет с 1975 года и в 2005 году составила около 36% ВВП.

"Мы сознательно поддерживаем более низкую налоговую нагрузку для ненефтегазового сектора, желая развернуть, провести диверсификацию экономики. Но для того чтобы балансировать бюджет, мы держим более высокую нагрузку на нефтегазовый сектор", - отметил А.Кудрин.

Однако он считает, что по мере роста ВВП на душу населения необходимо увеличивать расходы на сферы, которые обеспечивают качество - образование, здравоохранение, пенсии.

"Мы стоим на черте, за которой дальнейшее увеличение вложений в эти сектора и повышение пенсий потребует повышения налогового бремени", - сказал А.Кудрин.

Повысить ЕСН

"Если мы не будем повышать ЕСН, то пенсионная система просто съест все остальные расходы", - считает глава Минфина.

С 2005 года максимальная ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 26% и введена регрессивная шкала, при которой ставка снижается по мере роста зарплаты: с годовой зарплаты сотрудника до 280 тыс. рублей работодатель отчисляет 26%, от 280 тыс. до 600 тыс. рублей - 10%, свыше 600 тыс. рублей - 2%.

Минфин предлагает в 2010 году взимать 26% с годовой зарплаты до 1,1 млн рублей, с зарплаты от 1,1 млн до 2,3 млн рублей - 10%, с зарплаты свыше 2,3 млн рублей - 2%.

"Это шкала 2005 года, индексированная на рост зарплат (за период с 2005 года - прим. ИФ-АФИ)", - пояснил А.Кудрин.

Он отметил, что с ростом оплаты труда все больше зарплат облагаются по меньшим ставкам, поэтому эффективная ставка (усредненная ставка, позволяет оценить реальное налоговое бремя - прим. ИФ-АФИ) ЕСН ежегодно снижается на 1-2 п.п. Это приводит к снижению доходов, направляемых на выплату пенсий.

В частности, если в 2005 году эффективная ставка составляла 24,7%, то по итогам 2007 года - уже 21,5%. К 2010 году эффективная ставка будет на уровне 20%, если не индексировать шкалу ЕСН. Индексация позволит вернуть ее на уровень 2005 года - к 24,7%.

"Мы предлагаем вернуть то налоговое бремя, которое уплачивалось предприятиями в 2005 году. Я считаю, это не повышение налогового бремени, это его восстановление", - сказал А.Кудрин.

Он также отметил, что шкала будет индексироваться ежегодно на рост фонда оплаты труда. "Мы все время должны улавливать основной объем зарплат, иначе доходы Пенсионного фонда будут теряться", - пояснил глава Минфина.

Также предлагается с 2020 года повысить максимальную ставку ЕСН с 26% до 29%.

Кроме того, Минфин РФ предлагает с 2013 года увеличить ЕСН на работодателей в отраслях с особыми условиями труда, где работники досрочно становятся пенсионерами и получают так называемую профессиональную пенсию. В настоящее время такие пенсии оплачиваются за счет средств, поступающих в пенсионную систему от всех предприятий, а Минфин считает, что пенсии таким работникам должны оплачивать работодатели, применяющие их труд.

"С 2013 года ставка ЕСН может оказаться индивидуальной по профессиям, по видам деятельности в зависимости от величины расходов на профессиональные пенсии", - сказал А.Кудрин, отметив, что большинство отраслей "ничего не почувствует".

Однако для ряда профессий ставка ЕСН может вырасти с 26% до 32%.

А.Кудрин сообщил, что списки "опасных" профессий были утверждены еще в 1947 году и с тех пор условия труда давно изменились. В связи с этим планируется провести инвентаризацию списков, чтобы определить, кто в настоящее время действительно имеет право на досрочный выход на пенсию.

Привлечь граждан моложе 40 лет

Минфин РФ предлагает для поддержания доходов пенсионной системы ввести с 2010 года страховой пенсионный взнос в размере 3% для физических лиц, родившихся начиная с 1968 года. Взимать этот внос предлагается с годовой зарплаты до 1,1 млн рублей, а доходы выше этого порога облагаться взносом не будут.

Взнос будет зачисляться на накопительный счет гражданина в Пенсионном фонде. "Это позволит вовлекать гражданина вовлекать в накопление своих пенсионных прав", - отметил глава Минфина.

Он считает, что это не будет означать повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13% до 16%, поскольку страховой взнос 3% будет уплачиваться только с части годовой зарплаты, не превышающей 1,1 млн рублей.

По его мнению, и государство, и граждане должны думать заранее о том, чтобы пенсия стала достойной. "Думать нужно заранее, накапливать пенсионные права заранее", - считает глава Минфина.

По его мнению, понадобится не менее 10 лет, чтобы граждане привыкли добровольно накапливать будущую пенсию. Для стимулирования таких накоплений планируется комплекс специальных мер, в том числе реклама и дополнительные налоговые вычеты.

Зарплаты уйдут в тень?

А.Кудрин считает, что эти меры не приведут к уходу зарплат в тень.

"Нет, это минимальное разумное предложение. Более высокие платежи, конечно, несут риски", - сказал он. Однако он считает, что со временем надо быть готовым и к более высоким платежам.

"К сожалению, не произошло и вывода из тени, когда ЕСН стал 26%, и не произойдет сейчас уход. По-видимому, играют другие факторы больше", - полагает глава Минфина.

Кроме того, он отметил, что в развитых странах Западной Европы налоги на потребление и социальные платежи составляют 18-28% ВВП, подоходные налоги - 8-10%, в странах Европы с переходной экономикой - 23-28% и 3-7% соответственно. В России эти показатели составляют 12,5% и менее 4%.

Фонды - пенсионерам

Для финансирования пенсий Минфин предлагает с 2010 года уменьшить Резервный фонд с 10% ВВП до 6% ВВП и направить эти средства в Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого будут осуществляться пенсионные выплаты.

А.Кудрин пояснил, что, помимо налоговых мер в отношении работодателей и граждан, источником финансирования пенсий с 2010 года станет постоянный трансферт из ФНБ в Пенсионный фонд (ПФР) в размере 0,6% ВВП.

Поскольку ФНБ получит дополнительные ресурсы за счет снижения Резервного фонда, то он будет больше зарабатывать при их инвестировании, это поможет поддерживать постоянный трансферт на финансирование пенсионной системы.

"В некоторые годы трансферт 0,6% ВВП будет формироваться только за счет инвестиционного дохода, но не всегда. Поэтому потихоньку будет уменьшаться и тело фонда", - отметил А.Кудрин. По расчетам Минфина, полное исчерпание ФНБ произойдет в 2027 году.

Резервный фонд будет поддерживаться на уровне 3% ВВП до тех пор, пока нефтегазовых доходов будет хватать на нефтегазовый трансферт в размере 3,7% ВВП. Затем средства Резервного фонда будут тратиться и исчерпаются к 2027 году.

Как отметил А.Кудрин, если бы у России не было ФНБ, пришлось бы на эту величину повысить налоги. "Наличие фонда позволяет выполнять задачу повышения пенсий и смягчить повышение налогового бремени", - подчеркнул он.

Бюджет тоже поможет

Федеральному бюджету также придется увеличить трансферты в Пенсионный фонд, чтобы поддерживать пенсии на уровне 30% от средней зарплаты, считает Минфин. Существенная часть таких трансфертов будет обеспечивать финансирование дополнительных выплат, связанных с валоризацией.

В частности, с 2010 года трансферты из федерального бюджета в 2010 году составят 0,2% ВВП и вырастут к 2023 до 1,1% ВВП, а к 2050 году - до 2,4% ВВП.

Повысить другие налоги

Минфин РФ предлагает с 2011 года индексировать ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении природного газа на индекс потребительских цен, сообщил А.Кудрин.

Аналогичная индексация предусмотрена с 2011 года для ставок всех акцизов, включая моторное топливо.

По словам А.Кудрина, повышение НДПИ на газ и акцизов будет также одним из доходных источников для роста пенсий.

Но дефицита не миновать

По расчетам Минфина, доходы федерального бюджета уменьшатся с 23,6% ВВП в 2007 году до 12,9% ВВП в 2023 году. "Мы вступаем в большой период снижения доходов федерального бюджета", - считает А.Кудрин. Это объясняется во многом слабым ростом добычи нефти и газа в течение ближайших 15 лет .

"Даже если цена будет $150 за баррель, этот тренд практически не изменится. Ключевым фактором оказывается низкий прирост добычи по сравнению с ВВП", - сказал глава Минфина.

Снижение темпов роста добычи связано с массовым выводом из эксплуатации старых месторождений нефти в ближайшие 15 лет. "Ввод всех новых даже по самому жесткому графику, который сейчас оценивается Минэнерго, Минприроды, Минэкономразвития, позволит замещать вывод старых и чуть-чуть наращивать добычу", - отметил А.Кудрин.

По оценке Минфина, дефицит бюджетной системы, включающей и внебюджетные фонды, возникает с 2017 года в размере 0,2% ВВП и нарастает в 2023 году до 1,3% ВВП. Дефицит федерального бюджета появится в 2014 году и составит 0,1% ВВП, а в 2023 году вырастет до 2,2% ВВП.

А.Кудрин отметил, что дефицит будет финансироваться за счет наращивания заимствований. "Это будет постепенно увеличивать государственный долг, но поскольку ВВП будет расти, он будет увеличиваться медленно. Может быть, за 10-15 лет он увеличится на 2-3% ВВП", - полагает А.Кудрин.

Альтернатива

Минздравсоцразвития в рамках предложений по увеличению пенсий в РФ предложило с 2010 года заменить единый социальный налог (ЕСН) страховыми платежами и повысить их суммарную ставку с 26% до 34%, сообщил журналистам источник в Минфине РФ.

При этом предлагается взимать страховые платежи с 407 тыс. рублей (135% средней зарплаты в 2010 году), а регрессивную шкалу, которая в настоящее время применяется в ЕСН, ликвидировать. Сумма зарплаты выше 407 тыс. рублей облагаться налогом не будет.

"Это задает объем тех прав, которые будет получать будущий пенсионер. С большей зарплаты он даже не может заплатить, это немного ограничивает его права, но делает посильными для всей бюджетной системы в будущем", - отметил источник. В то же время он подчеркнул, что гражданин может делать самостоятельные отчисления в систему добровольных пенсионных накоплений.

По его словам, предложения Минздравсоцразвития - это умеренный вариант небыстрого наращивания прав пенсионеров. Он отметил, что, по оценке ряда экспертов РСПП, это означает занижение пенсий в будущем, поэтому эти эксперты даже предлагали оставить ЕСН на уровне 26%, но полностью ликвидировать регрессивную шкалу.

По мнению Минфина, Минздравсоцразвития выдвинул такие предложения, "скорее, в рамках понимания ограниченности ресурсов и желания не увеличивать ЕСН впоследствии еще сильнее".

С учетом всех предложений Минздравсоцразвития коэффициент замещения пенсий будет постепенно снижаться с 26,2% в 2010 году до 22,9% в 2023 году.

"Мы в Минфине считаем, что снижать коэффициент нельзя, нужно вернуть его к уровню 30%, как было в 2000-2001 годах", - сказал источник. В связи с этим Минфином был предложен свой вариант реформы налогообложения работодателей и работников.

"Мы нашли источники, считаем, что это можно сделать в более щадящем режиме", - отметил источник и добавил, что Минздравсоцразвития, скорее всего, согласится с их предложениями.

Повышение пенсионного возраста - вопрос времени

Источник также сообщил, что Минфин РФ подготовил анализ возможного повышения пенсионного возраста до 62,5 лет для мужчин и женщин.

"Мы пока никуда это не вносим, не предлагаем, но расчет такой есть", - сказал он.

"Это неизбежно в какой-то момент, вопрос - когда?", - считает источник.

По его словам, расчет Минфина показывает, что если с 2015 года по полгода увеличивать пенсионный возраст мужчин и женщин до 62,5 года, это позволит федеральному бюджету уже в 2015 году сэкономить 0,6% ВВП, направляемых в качестве дополнительных трансфертов в пенсионную систему. Затем экономия будет только возрастать и составит 2,4% ВВП в 2050 году.

Для женщин переходный период занял бы 15 лет, для мужчин - 5 лет.

"Дефицит пенсионной системы сейчас везде, и женщинам поднимают пенсионный возраст, потому что женщины живут дольше", - сказал источник, комментируя опыт других стран. Он также обратил внимание, что доля пенсионеров-женщин в пенсионной системе очень большая.

В то же время он отметил, что можно рассматривать разные варианты, в том числе повышение пенсионного возраста женщин с 55 до 60 лет, а мужчин - с 60 до 62,5 лет.

Кроме того, источник сообщил, что в России, в отличие от других стран, доля работающих пенсионеров уже достигла 35%. "Такого нигде нет, работающих пенсионеров должно быть 10-15%", - сказал он.

"Когда 35% (работающих пенсионеров), что-то не то с пенсионным возрастом", - полагает источник. Однако он признал, что это связано и с тем, что пенсии в России мизерные, и их не хватает на жизнь.

Он также отметил, что если не повысить пенсионный возраст, то после 2023 года "вопрос о повышении налогов будет стоять еще острее". По его словам, расчет показывают, что коэффициент замещения не достигает 30% после 2030 года, бюджет должен будет сокращать другие расходы или терять коэффициент.

При этом система софинансирования пенсий поднимет средний коэффициент замещения на 0,5-1 п.п., а индивидуальный - на 3 п.п.

Снижение НДС невозможно

"Мы зажаты нашей реальной перспективой в очень серьезные тиски. Когда говорят, давайте снизим НДС, никто по большому счету не считает влияния всех обстоятельств и факторов. Выбирается только одно - предприниматели", - заявил А.Кудрин. По его мнению, государство, правительство должно балансировать все составляющие условия экономики.

"Получается, что одновременно идет обсуждение увеличения расходов на образование, здравоохранение, пенсионную систему и обсуждение снижения налогов, как будто в разных мирах живем", - констатировал глава Минфина.

"У нас сейчас есть перегиб такой, что ради экономического роста нам можно не строить дороги, не выплачивать пенсии", - считает он.

Кроме того, Минфин не видит смысла в снижении НДС. По словам А.Кудрина, "именно в этот исторический период, когда у нас есть проблема перегрева и высокой инфляции" снижение НДС может дать прирост ВВП в размере 0-0,1%. А.Кудрин отметил, что, по оценке Минэкономразвития, прирост ВВП составит 0,3-0,4%, но и они признают, что эффект исчезнет в течение 3 лет.

По расчетам Минфина, снижение НДС до 12% с 2010 года приведет к увеличению инфляции на 3,8 п.п. в этот год. Затем инфляционный эффект будет снижаться в течение нескольких лет до 0,3%, но за 15 лет накопленная инфляция может составить 13-15%.

Комментируя влияние снижения НДС на машиностроение, которое считается одним из бенефициаров такого шага, А.Кудрин отметил, что снижение инфляции более важно для машиностроительных предприятий, чем снижение НДС.

"Снижение инфляции будет более серьезной поддержкой экономическому циклу, потому что там нужны дешевые кредиты на длительный срок, а НДС - третья, пятая, десятая позиция", - считает он.

"В ближайшие годы у нас вообще нет проблем экономического роста с точки зрения налогов. У нас есть проблема, связанная с инфляцией, с институтами, с административными барьерами, с судебной системой, с качеством администрирования государственных органов", - уверен глава Минфина.

Повысить эффективность расходов

Минфин РФ осенью начнет готовить программу повышения эффективности расходов, сообщил А.Кудрин.

"Постепенное сокращение доходов бюджета и рост социальных расходов в результате старения населения ведут к необходимости принятия серьезных мер для повышения эффективности бюджетных расходов в долгосрочной перспективе. Нам необходимо проходить серьезную программу повышения эффективности бюджетных расходов", - заявил он.

"Мы и сейчас в рамках ФЦП стараемся быть ориентированными на результат, но специальные процедуры, механизмы по повышению эффективности будут более серьезно, интенсивно заявляться", - сказал глава Минфина.

Расходы консолидированного бюджета на оплату труда выросли с 5,4% ВВП в 2001 году до 7,3% ВВП в 2007 году.

В 8 странах ЕС и странах Юго-Восточной Европы, которые сопоставимы с Россией по показателям доходов на душу населения, фонд оплаты труда несколько выше, чем в России, и в 2002-2005 годах составлял 8,5-8,7% ВВП. Но в России доля занятых в госсекторе выше в 1,5-2 раза, чем в этих странах.

"Соответственно зарплата в бюджетной сфере в 1,5-2 раза ниже, чем могла бы быть, если бы мы оптимизировали численность занятых", - считает А.Кудрин.

Кроме того, он считает, что России требуется оптимизация правоохранительных органов и органов безопасности.

"Количество правоохранительных органов у нас уже избыточно. Количество милиции на душу населения в России уже превышает в разы показатели других стран", - сказал глава Минфина.

Перспективы

Минфин планирует к 25 августа внести в правительство проект бюджетной стратегии на период 2023 года, которая будет включать в себя предложения по финансированию пенсий.

По мнению А.Кудрина, разрабатывать новый 15-летний план нужно будет примерно через 2 года, но к этому времени необходимо подготовить специалистов в министерствах, которые смогут анализировать структурные изменения в экономике и прогнозировать будущие показатели. "Как оказалось, люди не готовы заглядывать вперед на 15 лет", - пояснил он. По его словам, Минфин и Минэкономразвития работают с экспертами, а другие ведомства пока в меньшей степени готовы представлять качественные прогнозы.

Примерно в 2012 году планируется начать разработку финансового плана на 50 лет, сказал А.Кудрин.