Новости и аналитика Новости Высказывания А. Кудрина информационным агентствам

Высказывания А. Кудрина информационным агентствам

Дефицит федерального бюджета РФ может появиться в 2014 году - Кудрин

МОСКВА, 18 авг - РИА Новости

Доходы федерального бюджета уже с 2014 года станут меньше расходов, и тогда страна начнет тратить свой неприкосновенный запас - резервный фонд, заявил журналистам вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин. "Федеральный бюджет станет дефицитным с 2014 года", - сказал он. По словам Кудрина, это означает, что придется начать тратить уже накопленные резервный фонд и фонд национального благосостояния сверх инвестиционного дохода от размещения их средств. Инвестиционный доход от размещения Минфин считает возможным тратить сразу же.
По данным Минфина, дефицит федерального бюджета будет расти с 0,1% ВВП в 2014 году до 2,2% ВВП в 2023 году. "То есть дефицит - это заимствования сверх погашения и это фонды сверх инвестиционного дохода", - пояснил Кудрин.

Он уточнил, что приводит расчеты баланса бюджета с учетом принятия предложений Минфина по увеличению ЕСН (за счет индексации шкалы и повышения ставки с 2020 года), а также других мер, направленных на существенный рост пенсий и удержание уровня средней пенсии в 30% от средней зарплаты в экономике. В основу расчетов также легли прогнозные цены на нефть и расходы бюджетной системы на социальную сферу, в частности на здравоохранение.
Вице-премьер указал, что доходы федерального бюджета будут снижаться с 23,6% ВВП в 2007 году до 12,9% ВВП в 2023 году. "Мы вступаем в большой период снижения доходов федерального бюджета", - отметил Кудрин. По его словам, на это уменьшение доходов больше влияют не цены на нефть, а снижение доли нефтегазового сектора в ВВП.

Падение ожидается почти по всем видам источников бюджетной системы. Так, по данным Минфина, НДПИ на нефть сократится с 3,2% ВВП до 0,9% ВВП, налог на прибыль - с 6,6% ВВП до 4,5% ВВП. Несколько снизятся доходы от НДС - из-за сокращения объемов импорта. Акцизы, по словам Кудрина, сократятся с 1,0% ВВП до 0,5% ВВП, потому что прирост ставки происходит ежегодно с учетом инфляции, а не роста экономики.
А вот налог на доходы физлиц (НДФЛ) будет расти из-за повышения зарплат, отметил министр.

По расчетам Минфина, консолидированный бюджет РФ (включает помимо федерального региональные и местные бюджеты) начнет жить с дефицитом с 2017 года: профицит бюджетной системы будет уменьшаться с 1,8% ВВП в 2009 году до 0,1% ВВП в 2016 году, а дефицит будет расти с 0,2% ВВП в 2017 году до 1,3% ВВП в 2023 году.

Если брать баланс консолидированного бюджета РФ без государственных внебюджетных фондов, то такой дефицит начнет нарастать с 2013 года с 0,3% ВВП до 2,9% ВВП в 2023 году. В основном в большей степени такой дефицит будет расти благодаря заимствованиям субъектов РФ, которые расходы покрывают за счет заимствований, отметил вице-премьер.
Финансовый план до 2023 года Минфин намерен внести в правительство до 25 августа. 

Минфин РФ подготовит программу повышения эффективности расходов - Кудрин

Москва, 18 августа. ИНТЕРФАКС-АФИ

Минфин осенью начнет готовить программу повышения эффективности бюджетных расходов, сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

"Постепенное сокращение доходов бюджета и рост социальных расходов в результате старения населения ведут к необходимости принятия серьезных мер для повышения эффективности бюджетных расходов в долгосрочной перспективе. Нам необходимо проходить серьезную программу повышения эффективности бюджетных расходов", - заявил он.

"Мы и сейчас в рамках ФЦП стараемся быть ориентированными на результат, но специальные процедуры, механизмы по повышению эффективности будут более серьезно, интенсивно заявляться", - добавил министр.

В проекте бюджетной стратегии до 2023 года, которая будет представлена Минфином в правительство до 25 августа, расходы бюджетной системы сокращаются с 34,5% ВВП в 2010 году до 31,9% ВВП в 2023 году. При этом непроцентные расходы снижаются с 34% до 30,9% ВВП, а процентные растут с 0,5% до 1% ВВП.

Однако расходы бюджетной системы на образование увеличиваются с 4,2% ВВП в 2010 году до 4,8% ВВП в 2023 году, на здравоохранение - с 4,2% до 5,2% ВВП, на социальную политику - с 10% до 10,4% ВВП.

Бюджетная стратегия, по словам А.Кудрина, уже предполагает снижение общегосударственных расходов с 3% ВВП в 2010 году до 1,5% в 2023 году, расходов на ЖКХ - с 2,6% до 0,8% ВВП. Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность сокращаются с 2,5% до 1,8% ВВП. Расходы на национальную оборону сохранятся на уровне 2,5% ВВП.

Но и этого, отмечает вице-премьер, недостаточно, чтобы в будущем обеспечить нормальный уровень социальных обязательств. В связи с этим и планируется провести программу повышения эффективности расходов.

Комментируя снижение расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, А.Кудрин отметил, что в 2010 году они находятся на одном уровне с расходами на национальную оборону (2,5% ВВП). "Это ненормальная ситуация ни для нашей страны, ни для любой страны", - подчеркнул глава Минфина.

Он пояснил, что расходы на национальную оборону касаются тяжелой военной техники (от самолетов до кораблей), ядерного сдерживания, космоса, крупных боевых соединений, оружия.

"У милиции нет таких капитальных расходов, они живут в городах, не строят свои городки со своими аэродромами и складами", - добавил А.Кудрин.

По его мнению, России требуется оптимизация правоохранительных органов и органов безопасности. "Количество правоохранительных органов у нас уже избыточно. Количество милиции на душу населения в России уже превышает в разы показатели других стран", - сказал глава Минфина. 

Федеральный бюджет может столкнуться с дефицитом с 2014 года

Москва, 18 августа. ИНТЕРФАКС-АФИ

Постепенное снижение доходов федерального бюджета даже с учетом всех предложений Минфина по налогообложению работодателей и граждан приведет в 2014 году к возникновению дефицита федерального бюджета и необходимости наращивать заимствования.

Как сообщил журналистам вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин, расчеты Минфина показывают, что доходы федерального бюджета уменьшатся с 23,6% ВВП в 2007 году до 12,9% ВВП в 2023 году. Такая оценка приводится в проекте бюджетной стратегии до 2023 года, которая будет представлена Минфином в правительство в течение недели.

"Мы вступаем в большой период снижения доходов федерального бюджета", - считает А.Кудрин.

Расчет Минфина основан на прогнозе Минэкономразвития, в частности, по росту ВВП, добыче нефти и газа. Предполагается, что реальный прирост ВВП за 2009-2023 годы составит 2,7 раза, добыча нефти за это время увеличится лишь на 7%, добыча газа - на 28%.

"Добыча нефти и газа будет отставать от роста ВВП, соответственно, нефтегазовые доходы в процентах к ВВП будут падать", - отметил глава Минфина. В частности, нефтегазовые доходы снизятся с 8,8% (с учетом поступлений от НК "ЮКОС") до 3,1% ВВП даже без учета налоговых каникул, последствия которых еще окончательно не просчитаны.

По оценке Минфина, дефицит бюджетной системы, включающей и внебюджетные фонды, возникает с 2017 года в размере 0,2% ВВП и нарастает в 2023 году до 1,3% ВВП.

Дефицит консолидированного бюджета (без внебюджетных фондов) наступит в 2013 году - 0,3% ВВП и 2,9% ВВП в 2023 году.

Дефицит федерального бюджета в 2014 году составит 0,1% ВВП и вырастет в 2023 год до 2,2% ВВП.

А.Кудрин отметил, что на 80% снижение нефтегазовых доходов обусловлено уменьшением доли этого сектора в структуре ВВП, на оставшиеся 20% - снижением нефтяных цен. "Даже если цена будет $150 за баррель, этот тренд практически не изменится. Ключевым фактором оказывается низкий прирост добычи по сравнению с ВВП", - сказал глава Минфина.

Он пояснил, что это связано с массовым выводом в ближайшие 15 лет старых месторождений нефти из эксплуатации. "Ввод всех новых даже по самому жесткому графику, который сейчас оценивается Минэнерго, Минприроды, Минэкономразвития, позволит замещать вывод старых и чуть-чуть наращивать добычу", - отметил А.Кудрин.

По его словам, Минэкономразвития считает, что даже при всех усилиях по поддержке инвестиций, есть технологические причины, которые не позволят быстро вводить в эксплуатацию новые месторождения. "Нужно проводить инфраструктуру, прокладывать трубопроводы, железную дорогу в новые месторождения Восточной Сибири", - сказал глава Минфина.

Он также отметил, что дефицит будет финансироваться за счет наращивания заимствований. "Это будет постепенно увеличивать государственный долг, но поскольку ВВП будет расти, он будет увеличиваться медленно. Может быть, за 10-15 лет он увеличится на 2-3% ВВП", - полагает А.Кудрин. 

Минфин РФ подготовит осенью 2008 г оценку эффективности расходов по всем основным направлениям - А.Кудрин

МОСКВА, 18 августа. /ПРАЙМ-ТАСС/

Министерство финансов РФ подготовит осенью 2008 г оценку эффективности расходов по всем основным направлениям. Об этом журналистам сообщил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

По его словам, уже сейчас в рамках федеральных целевых программ Минфин старается ориентироваться на результат, но применение методов, в том числе специальных по повышению эффективности процедур и схем дадут более серьезные результаты.

Вице-премьер считает избыточным количество сотрудников силовых органов, в частности, милиции. "Такого количества милиции, как в России, на душу населения, у меня нет точных цифр, но оно уже в разы превышает количество в других государствах", - заметил он. Излишне военизированы МЧС и уголовно-исполнительная система. В связи с этим вице-премьер считает, что требуется оптимизация уровня правоохранительных органов безопасности в ближайшее время. Необходимо и повышение эффективности этих расходов. 

Федеральный бюджет России станет дефицитным с 2014 г - А.Кудрин

МОСКВА, 18 августа. /ПРАЙМ-ТАСС/

Федеральный бюджет России станет дефицитным с 2014 г. Об этом журналистам заявил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Согласно подготовленной Минфином Долгосрочной бюджетной стратегии России до 2023 г, профицит бюджетной системы РФ будет уменьшаться с 1,8 проц ВВП в 2009 г до 0,1 проц ВВП в 2016 г. Дефицит бюджетной системы РФ будет расти с 0,2 проц ВВП в 2017 г до 1,3 проц ВВП в 2023 г.

Если брать баланс консолидированного бюджета РФ /включает федеральный, региональные и местные бюджеты/ без государственных внебюджетных фондов, то такой дефицит начнет нарастать с 2013 г с 0,3 проц ВВП до 2,9 проц ВВП в 2023 г. В основном такой дефицит будет расти благодаря заимствованиям субъектов РФ, которые будут покрывать расходы за счет заимствований.

Дефицит федерального бюджета будет расти с 0,1 проц ВВП в 2014 г до 2,2 проц ВВП в 2023 г. "У нас дефицит немножко отличается: это означает, что у нас начнутся тратиться уже накопленные резервный фонд и фонд национального благосостояния сверх инвестиционного дохода от размещения средств этих фондов", - сказал А.Кудрин.

Доходы нефтегазового сектора, которые сейчас являются основными для федерального бюджета, будут постепенно снижаться из-за низких темпов развития этого сектора. "Доходы нефтегазового сектора к ВВП будут падать", - констатировал А.Кудрин. Так, по оценкам Минфина, реальный прирост ВВП за 15 лет для ВВП составит 2,7 раза, а для добычи газа - 28 проц, нефти - 7 проц.

В то же время будет расти фонд оплаты труда с 23,6 проц ВВП в 2008 г до 28,9 проц - в 2023 г. За этот же период прибыль по всем видам деятельности сократится с 24,8 проц ВВП до 20,7 проц ВВП. В то же время налог на доходы физических лиц будет расти вместе с ростом заработной платы.

Доходы федерального бюджета будут снижаться с 23,6 проц ВВП в 2007 г до 12,9 проц ВВП в 2023 г. "Мы вступаем в большой период снижения доходов федерального бюджета", - сказал А.Кудрин. На это уменьшение доходов больше влияют не цены на нефть, а падение доли нефтегазового сектора в ВВП. "На 80 проц это падение доли сектора в ВВП. Даже если у нас цена на нефть будет 120-150 долларов за баррель, этот тренд практически не изменится", - заявил вице-премьер.

Падение доли нефтегазового сектора в ВВП связано прежде всего с массовым выбытием из эксплуатации существующих месторождений и задержкой в освоении новых. "У нас будет массовый выход старых месторождений по нефти из эксплуатации, а ввод всех новых даже по самому жесткому графику позволит замещать /то, что добывается на старых месторождениях - прим. ПРАЙМ-ТАСС/ и чуть-чуть расти /по добыче нефти - прим. ПРАЙМ-ТАСС/", - отметил А.Кудрин.

Нефтегазовые доходы бюджетной системы упадут с 8,8 проц ВВП в 2007 г до 3,1 проц ВВП в 2023 г. Падение наблюдается почти по всем видам источников. Так, НДПИ на нефть сократится с 3,2 проц ВВП до 0,9 проц ВВП, налог на прибыль - с 6,6 проц ВВП до 4,5 проц ВВП в 2023 г.

"На сокращение нефтегазовых доходов также окажет влияние увеличение с 2009 г необлагаемого минимума при расчете ставки НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель и решения, принятые в июле 2008 года. Это - расширение возможности применения понижающего коэффициента при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности, а также расширение перечня территорий, при добыче нефти на которых установлены "налоговые каникулы", - напомнил вице-премьер.

Из-за сокращения импорта с 21,1 проц ВВП в 2011 г до 14,9 проц ВВП в 2023 г будут снижаться и поступления по НДС - с 6,9 проц ВВП в 2007 г до 6,2 проц ВВП - в 2023 г. Поступления по акцизам снизятся с 1 проц ВВП до 0,5 проц ВВП, так как прирост ставки происходит ежегодно с учетом инфляции, а не роста экономики, пояснил А.Кудрин.

Он отметил, что Минэкономразвития придется скорректировать концепцию долгосрочного развития до 2020 г после внесения Долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2023 г, так как концепция Минэкономравзития должна основываться на наличии финансовых ресурсов и балансе бюджетной системы. Минэкономравзития придется, скорее всего, снять свое предложении по снижению НДС до 12 проц, потому что "внесли они, скорее всего, так - от лукавого, потому что вносить они могли в концепцию то, что является согласованным для прогноза".

Готово ли Минэкономразвития снять свои предложения, решится на следующей неделе. "Но как они могут настаивать, если решения такого /по снижению НДС/ правительство не принимало. Решения такого не было и оно в ближайшие недели, даже в течение месяца принято не будет, а стратегию нужно сдать", - заметил вице-премьер.

Саму Долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 г А.Кудрин считает необходимым корректировать раз в два года. Но уже в 2010 г Минфин планирует подготовить 50-летний финансовый план.Минфин РФ предлагает с 2013 г. увеличить ЕСН для "опасных" профессий

Москва, 18 августа. ИНТЕРФАКС-АФИ - Минфин РФ предлагает с 2013 года увеличить единый социальный налог (ЕСН) на работодателей в отраслях с особыми условиями труда, где работники досрочно становятся пенсионерами и получают так называемую профессиональную пенсию, сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Это предусмотрено ключевыми параметрами бюджетной стратегии на период до 2023 года, которая будет внесена Минфином в правительство в течение недели.

"С 2013 года ставка ЕСН может оказаться индивидуальной по профессиям, по видам деятельности в зависимости от величины расходов на профессиональные пенсии", - сказал А.Кудрин, отметив, что большинство отраслей "ничего не почувствует".

Однако для ряда профессий ставка ЕСН может вырасти с 26% до 32%.

А.Кудрин сказал, что в настоящее время досрочный выход на пенсию специалистов "опасных" профессий оплачивается за счет финансовых ресурсов, которые все предприятия уплачивают в пенсионную систему.

"Есть профессии, которые выходят на пенсию в 45 лет. Они теряются для пенсионной системы как плательщики взноса, но увеличивают ее расходы как получатели. Это существенно сокращает возможности для обычных пенсионеров", - сказал он.

По его словам, получается, что все работодатели страны оплачивают досрочную пенсию работников, занятых в отраслях с особыми условиями труда. "Мы считаем, что это должны оплачивать сами отрасли, которые применяют такой труд", - заявил глава Минфина.

В частности, это касается химических производств, шахтеров, летчиков, балерин.

А.Кудрин отметил, что списки "опасных" профессий были утверждены еще в 1947 году и с тех пор условия труда давно изменились. В связи с этим планируется провести инвентаризацию списков, чтобы определить, кто в настоящее время действительно имеет право на досрочный выход на пенсию. 

Минфин РФ предлагает повысить ставку ЕСН с 2020г. на 3% - до 29%.

РБК. 17.08.2008, Москва

      Министерство финансов РФ предлагает для удовлетворения потребностей пенсионной системы РФ с 2020г. увеличить ставку ЕСН на 3%, с 26% до 29%. Об этом сообщил журналистам вице-премьер правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин.

      Данная мера предлагается в дополнение к предложению министерства по индексации ставки ЕСН с 2010г. и доведению его эффективной ставки до 26%. По словам министра, с учетом роста зарплат и сокращения численности работающего населения, средств, которые принесет бюджету индексация ЕСН, не хватит Пенсионному фонду РФ для покрытия дефицита.

    По слова министра финансов РФ, его ведомство считает необходимым обеспечивать уровень пенсий на уровне 30% от зарплаты. "Мы в министерстве финансов считаем, что ухудшать коэффициент замещения нельзя. Нужно оставить его на уровне 30%", - сказал он, напомнив, что в настоящее время коэффициент замещения составляет примерно 26,2%. 

Министерство финансов РФ предлагает, начиная с 2010г., проиндексировать шкалу единого социального налога (ЕСН), сообщил журналистам вице-премьер правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин.

РБК. 17.08.2008, Москва

      Он пояснил, что в настоящее время отчисления на ЕСН составляет 26% с зарплаты до 280 тыс. руб. в год. При зарплате от 280 тыс. руб. до 600 тыс. руб. налог уплачивается по 10-процентной ставке, когда уровень зарплаты превышает 600,001 тыс. руб. в год, ставка ЕСН составляет 2%.

      Минфин предлагает с 2010г. первый порог повысить до 1,1 млн руб., а 600 тыс. руб. заменить на 2,3 млн руб. Таким образом, налоговое бремя на работодателей выходит на уровень 2005г., когда была утверждена ставка в 26%.

      А.Кудрин пояснил, что эффективная ставка ЕСН из-за отсутствия индексации шкалы ежегодно снижается на 1-2%. Это автоматически означает снижение доходов для пенсионной системы. "Расходы все последние восемь лет увеличились по многим направлениям: по здравоохранению, образованию, социальной политике. Трансферты внебюджетным фондам (в основном Пенсионному фонду) с 2,8% ВВП в 2000г. до 3,2% в 2007г.", - отметил министр.

      По его словам, консолидированный бюджет РФ (включает федеральный, региональные и местные бюджеты) постоянно увеличивает расходы на оплату труда. По данным Минфина, с 5,4% ВВП в 2001г. эти расходы увеличились до 7,3% ВВП в 2007г.

      Минфин считает, что без предлагаемой меры невозможно обеспечить пенсионную систему РФ необходимыми средствами. А.Кудрин напомнил, что в России наблюдается сокращение численности работающего населения и рост числа пенсионеров.

      "Я считаю, что это не повышение налогового бремени, это - восстановление", - сказал он, подчеркнув, что в дальнейшем шкала ЕСН должна каждый год индексироваться в соответствии с ростом зарплат, чтобы эффективная ставка ЕСН не снижалась.

    Глава Минфина также указал: "У нас зарплаты вообще-то ненамного меньше или примерно такие же, как в сопоставимых по показателям доходов на душу населения странах ЕС и Юго-Восточной Европы. Там фонд оплаты труда в среднем 8,5-8,7% ВВП. Но мы отличается тем, что у нас эти зарплаты в бюджетной сфере распределяются на большое количество занятых". По словам А.Кудрина, число занятых в бюджетной сфере в РФ в полтора-два раза больше, чем в других странах, поэтому и зарплаты в России могли бы быть в полтора-два раза выше, если количество занятых в бюджетной сфере было бы оптимальным. 

НДПИ на газ и акцизы планируется с 2011 г. индексировать на инфляцию

Москва, 18 августа. ИНТЕРФАКС-АФИ

Минфин РФ предлагает с 2011 года индексировать ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении природного газа на индекс потребительских цен, сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Это предусмотрено ключевыми параметрами бюджетной стратегии на период до 2023 года, которая будет внесена в правительство в течение недели.

Аналогичная индексация предусмотрена с 2011 года для ставок всех акцизов, включая моторное топливо.

По словам А.Кудрина, повышение НДПИ на газ и акцизов будет одним из доходных источников для роста пенсий. 

Минфин РФ предлагает индексировать ставку НДПИ на газ с 2011 г на инфляцию

МОСКВА, 18 августа. /ПРАЙМ-ТАСС/

Министерство финансов РФ предлагает индексировать специфическую ставку налога на добычу полезных ископаемых на газ на индекс потребительских цен /инфляцию/. Об этом журналистам заявил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин. Такие предложения содержаться в подготовленной министерством долгосрочной бюджетной стратегии России на период до 2023 г.

Одновременно с 2011 г производится индексация ставок акцизов на индекс потребительских цен.

Нефтегазовый трансферт федеральному бюджету из Резервного фонда, который пополняется за счет высоких цен на нефть, с 2011 г оставит 3,7 проц ВВП. На финансирование расходов федерального бюджета предлагается ежегодно заимствовать около 1 проц ВВП за вычетом погашения по госдолгу. Таким образом, за 10-15 лет госдолг увеличится на 2-3 проц ВВП.

Однако и этого будет недостаточно, и как только нефтегазовые доходы станут меньше 3,7 проц ВВП, начнут расходоваться средства Резервного фонда, который сейчас поддерживается на уровне 10 проц ВВП. Согласно предлагаемой стратегии, он будет полностью исчерпан к 2027 г. Сокращение Резервного фонда начнется уже в 2019 г, и в 2020 г он будет дополнительно приносить лишь 0,2 проц инвестиционного дохода от размещения.

Фонд национального благосостояния, который будет сначала расти и в 2013-2014 г достигнет своего максимума в 8,1 проц ВВП будет сокращаться до 0,6 проц ВВП в 2027 г. На конец 2008 г объем этого фонда прогнозируется в 1,9 проц ВВП.

Оба фонда будут получать инвестдоход по результатам размещения средств. У резервного фонда, который предполагается размещать по консервативному сценарию, инвестдоход будет составлять порядка 0,1-0,3 проц ВВП, подсчитал Минфин. Для фонда нацблагосостояния инвестиционный доход будет несколько выше благодаря большей диверсификации активов - 0,1-0,5 проц ВВП. Только в 2013 г при максимальном объеме фонда в 8,1 проц ВВП инвестдоход ожидается на уровне трансферта в Пенсионный фонд РФ - 0,6 проц ВВП. В 2012 г, 2014-2017 гг Фонд нацблагосостояния обеспечит инвестдоход в 0,5 проц ВВП, в 2010-2011 гг и 2018-2019 гг - на уровне 0,4 проц ВВП, то есть инвестдоход будет покрывать основную часть трансферта в Пенсионный фонд.

По мере сокращения фондов инвестдоход от размещения средств также снижается и становится нулевым для фонда нацлагосостояния в 2026 г.

"Нам просто повезло, что у нас есть Фонд национального благосостояния и Резервный фонд - как "подушка безопасности" на эти годы, когда у нас нужно укреплять финансовую систему, иметь стабильность и иметь запас прочности", - сказал А.Кудрин. В противном случае пришлось бы повышать налоги, чтобы покрыть необходимые расходы. Министр подчеркнул, что из-за необходимости поддержать пенсионеров "не хочется повышать нагрузку на предприятия, хочется поддержать экономический рост", и в этом помогут накопленные резервы. 

Минфин РФ: Нефтегазовые доходы бюджета в 2023г. упадут втрое - до 3,1% ВВП.

РБК. 17.08.2008, Москва

      Нефтегазовые доходы бюджетной системы РФ упадут с 8,8% ВВП в 2007г. до 3,1% ВВП в 2023г. Такой прогноз сообщил министр финансов Алексей Кудрин в ходе встречи с журналистами, отметив, что падение наблюдается почти по всем видам источников. Так, НДПИ на нефть сократится с 3,2% ВВП до 0,9% ВВП, налог на прибыль - с 6,6% ВВП до 4,5% ВВП. "На сокращение нефтегазовых доходов также окажет влияние увеличение с 2009г. необлагаемого минимума при расчете ставки НДПИ на нефть с 9 до 15 долл. за баррель и решения, принятые в июле 2008г.", - отметил глава Минфина. По его мнению, это расширит возможность применять понижающий коэффициент при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности, а также расширить перечень территорий, при добыче нефти на которых установлены "налоговые каникулы".

      "В долгосрочной перспективе все большее количество нефти будет добываться на участках недр, налогообложение добычи на которых будет осуществляться с применением пониженной или нулевой ставки", - считает А.Кудрин.

    Министр подчеркнул, что в долгосрочный прогноз доходов бюджетной системы не могут быть заложены данные по собираемости налогов, поскольку, по его словам, "это неопределенный фактор". А.Кудрин пояснил, что собираемость налогов зависит от многих факторов - политической стабильности, макроэкономической политики, цен на нефть, экономических условий, и не является счетной позицией. 

Минфин предлагает с 2011г. индексировать НДПИ на газ исходя из уровня инфляции.

РБК. 17.08.2008, Москва

      Минфин РФ предлагает с 2011г. индексировать ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ с учетом изменения индекса потребительских цен. Как сообщил журналистам министр финансов РФ Алексей Кудрин, такое предложение содержится в финансовом плане до 2023г.

      "У нас в отношении НДПИ на газ действует специфическая ставка, предлагается ее индексация с 2011г. на индекс потребительских цен", - сказал он.

      В марте 2008г. А.Кудрин заявил, что решение о повышении ставки НДПИ на газ отложено до 2010г. Сейчас эта ставка составляет 147 руб. за 1 тыс. куб. м природного газа.

    Также с 2011г. Минфин предлагает индексировать с учетом индекса потребительских цен ставки акцизов. Нефтегазовый трансферт предполагается удерживать в объеме 3,7% ВВП, а сальдо по источникам финансирования - 1% ВВП для федерального бюджета. Как пояснил А.Кудрин, 1% ВВП - это объем возможных заимствований за вычетом погашения. По данным министерства, за 10-15 лет госдолг увеличится на 2-3% ВВП. 

Снижение НДС приведет к дополнительной инфляции и не поможет росту ВВП - Минфин

Москва, 18 августа. ИНТЕРФАКС-АФИ

Минфин РФ не видит ни ресурсов для снижения НДС, ни плюсов от его снижения для экономики, поэтому выступает против этой меры. Снижение НДС даст практически нулевой эффект для роста ВВП и приведет к дополнительному разгону инфляции, заявил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

"Мы считаем, что плюсов практически нет. Для отдельных предприятий - да, но в целом для экономики эффекта не будет", - сказал он.

По его словам, "именно в этот исторический период, когда у нас есть проблема перегрева и высокой инфляции" снижение НДС может дать прирост ВВП в размере 0-0,1%. А.Кудрин отметил, что, по оценке специалистов Минэкономразвития, прирост ВВП составит 0,3-0,4%, но и они признают, что эффект исчезнет в течение 3 лет.

По расчетам Минфина, снижение НДС до 12% с 2010 года приведет к увеличению инфляции на 3,8 п.п. в этот год. Затем инфляционный эффект будет снижаться в течение нескольких лет до 0,3%, но за 15 лет накопленная инфляция может составить 13-15%.

По словам главы Минфина, рост инфляции приведет к увеличению кредитных ставок, а это повлечет снижение экономической активности и полностью нейтрализует эффект от снижения НДС. Кроме того, вырастет потребление, это вызовет прирост импорта, потому что российские производители не смогут удовлетворить быстро растущий спрос. Все это в итоге может привести к дефициту торгового баланса в какой-то момент.

Комментируя влияние снижения НДС на машиностроение, которое считается одним из бенефициаров такого шага, А.Кудрин отметил, что снижение инфляции более важно для машиностроительных предприятий, чем снижение НДС.

"Снижение инфляции будет более серьезной поддержкой экономическому циклу, потому что там нужны дешевые кредиты на длительный срок, а НДС - третья, пятая, десятая позиция", - считает он.

"В ближайшие годы у нас вообще нет проблем экономического роста с точки зрения налогов. У нас есть проблема, связанная с инфляцией, с институтами, с административными барьерами, с судебной системой, с качеством администрирования государственных органов", - уверен глава Минфина.

Он обратил внимание, что снижение НДС спровоцирует инфляцию только в том случае, если выпадающие доходы будут компенсированы за счет нефтегазового трансферта. "Второй сценарий - сократить расходы", - сказал он.

По его словам, если снижать расходы на дороги, образование, здравоохранение, это вызовет дальнейшую стагнацию этих сфер и приведет к ухудшению условий для экономического роста. Министр считает, что расходы на эти цели до сих пор не доведены до уровня, удовлетворяющего потребности экономики. Между тем эти сферы важны рынку с точки зрения качества рабочей силы и инфраструктуры.

Если же снижать не эти расходы, то придется сокращать социальные расходы: зарплаты, пенсии, социальные пособия, отметил А.Кудрин.

"Мы зажаты нашей реальной перспективой в очень серьезные тиски. Когда говорят, давайте снизим НДС, никто по большому счету не считает влияния всех обстоятельств и факторов. Выбирается только одно - предприниматели", - подчеркнул он. По его мнению, государство, правительство должно балансировать все составляющие условия экономики.

"Получается, что одновременно идет обсуждение увеличения расходов на образование, здравоохранение, пенсионную систему и обсуждение снижения налогов, как будто в разных мирах живем", - констатировал глава Минфина.

Он также считает, что снижение НДС вряд ли может быть компенсировано за счет роста собираемости налога. "В жизни от стольких обстоятельств зависит собираемость налогов, что вычислить прямую собираемости, связанную со снижением налогов, никому в теоретических работах не удалось", - сказал он. По его словам, "кривая Лафера", в соответствии с которой уменьшение ставки налога приводит к увеличению его собираемости, это лишь теоретическая гипотеза.

"В долгосрочный прогноз бюджетной системы не может быть заложен прогноз повышения собираемости, поскольку это неопределенный фактор", - подчеркнул А.Кудрин.

Кроме того, он сказал, что только Минфин по полномочиям имеет право вносить предложения о снижении налогов. Снижение НДС, учтенное Минэкономразвития в качестве одного из условий Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, является "лукавством", считает А.Кудрин.

"В прогноз они могли вставлять только то, что является согласованными условиями для прогноза. Согласованным условием для прогноза это не являлось", - сказал вице-премьер.

"Решения такого (о снижении НДС - прим. ИФ-АФИ) нет, и оно в ближайшее время и даже в течение месяца принято не будет, а стратегию нужно сдать и представить на заседании президиума правительства (22 сентября - прим. ИФ-АФИ)", - отметил он, добавив, что, скорее всего, Минэкономразвития придется снять из концепции снижение НДС до 12%.

В то же время А.Кудрин сказал, что предложение по снижению НДС "будет продолжать обсуждаться". 

Снижение НДС в России до 12 проц с 2010 г приведет к росту инфляции на 3,8 проц и практически не даст прироста ВВП - А.Кудрин

МОСКВА, 18 августа. /ПРАЙМ-ТАСС/

Снижение НДС в России до 12 проц с 2010 г приведет к росту инфляции на 3,8 проц и практически не окажет эффекта на экономический рост. Такое мнение журналистам в воскресенье высказал вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

"Эффект - 0,1 проц ВВП или ноль. Именно в этот трехлетний-четырехлетний исторический период, когда у нас есть проблема перегрева и инфляции, это добавляет инфляции, - считает вице-премьер. - Если мы в 2010 году снижаем НДС до 12 проц, можно на 3,8 проц повышать прогноз инфляции".

Если же говорить о создании дополнительного импульса для роста экономики, то необходимо снижать налоговую нагрузку на прибыль. Так, А.Кудрин привел в пример исследование ОЭСР, которое показывает, что наибольшее влияние на экономический рост оказывает налог на прибыль. На втором месте авторы исследования ставят налог на доходы физических лиц, на третьем месте существенно сниженное влияние налогов на потребление /к которым относится НДС - прим. ПРАЙМ-ТАСС/ и еще меньше - налоги на имущество.

"Говорят, если мы снизим НДС, то нагрузка на экономику уменьшится и мы тут же получим увеличение собираемости до восстановления этого налога. То есть - нагрузка восстановится. Эксперты говорят - эффект исчезнет с точки зрения нагрузки на экономику", - сказал А.Кудрин.

По мнению Минфина и Минэкономразвития эффект роста собираемости НДС от снижения ставки продержится не более 3 лет. В тоже время финансовое ведомство считает, что снижение НДС не даст ускорение роста ВВП.

Снижение НДС также подстегнет импорт, что может отразиться на платежном балансе. "В какой-то момент может даже возникнуть дефицит", - предположил А.Кудрин.

В то же время для предприятий, по его мнению, первична проблема инфляции, а НДС находится "на третьих-пятых местах".

Минфин просчитал несколько вариантов по снижению НДС с точки зрения замещения расходов. Помимо замещения выпадающих доходов нефтегазовыми деньгами, можно заместить их с помощью сокращения расходов. "Какие расходы сокращать? Продуктивные расходы: дороги, образование, здравоохранения. То, что нужно рынку с точки зрения качества рабочей силы и инфраструктуры", - отметил вице-премьер. Дальнейшее ухудшение и стагнация этих сфер приведет к ухудшению экономического роста, считает А.Кудрин.

Другим вариантом станет замораживание социальных расходов на текущем уровне. "Заплатим пенсиями, выплатами, социальными пособиями, которые мы сохраним на прежнем уровне?" - отметил он, имея в виду, что снижение ставки не позволит увеличить расходы по этим направлениям. "Здесь мы зажаты в реальные перспективы, в очень серьезные тиски. Поэтому когда говорят, давайте снизим НДС, никто по большому счету не считает влияния всех обстоятельств", - подчеркнул вице-премьер.

Как отметил А.Кудрин, предложения по снижению НДС пока не внесены будут еще обсуждаться.

"Коллеги, которые предлагают снижение налогов, по-видимому считают, что можно сделать это за счет Фонда национального благосостояния. Но он исчерпаем, и я считаю, что лучше его направить на другие цели", - заявил вице-премьер.

Он отметил, что Россия сейчас стоит перед выбором: поддержать бизнес или пенсионеров. "Так вот я считаю, что раньше пенсионеры могли ждать - с интересом смотреть на экономический рост, на повышение зарплат в образовании в здравоохранении, Но когда-то они должны сказать - а почему в рамках такого успешного роста, таких цен на нефть у нас не происходит увеличения? Я считаю, что сейчас ситуация подошла к критической", - заявил он. 

Доверие инвесторов за 10 лет после дефолта 1998 г. полностью восстановлено - Кудрин

Москва, 18 августа. ИНТЕРФАКС-АФИ

Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что за прошедшие после дефолта 10 лет России полностью удалось восстановить доверие инвесторов, о чем свидетельствует присвоение стране инвестиционного рейтинга.

В беседе с журналистами бывший в 1998 году заместителем министра финансов А.Кудрин рассказал о своих воспоминаниях о том времени, о факторах, которые вызвали кризис и о том, какую роль сыграл в этом МВФ.

Причины кризиса

По словам А.Кудрина, проблема кризиса была предрешена небольшим объемом золотовалютных резервов и падающей ценой на нефть - в мае 1998 года она снизилась до $8 за баррель, при средней годовой цене $12.

"Можно сказать, что был виновен мировой рынок, но это было бы неправильно, потому что мы должны были всегда быть готовы к этой ситуации и иметь достаточные ресурсы и меньшие обязательства. Эта ответственность была чрезмерной", - сказал А.Кудрин.

Он пояснил, что падение цены на нефть привело к тому, что валютные обязательства государства превысили объем валюты, который у него был. По его словам, у инвесторов сложилось ощущение, что объем обязательств в валюте может стать больше, чем валютных ресурсов и потока валюты, банки начали менять валюту, покупать фьючерсы, кто-то стал выводить деньги.

Вице-премьер отметил, что дефолт произошел, когда объем вывода валюты превысил размер золотовалютных резервов. Когда резервов не хватило, началась девальвация рубля, с 6 рублей за доллар он упал до 18, 20 и т.д. При этом банки стали выводить валюту по любому курсу, который на тот момент был возможен, чтобы предотвратить еще большие потери. Это и привело к обвальному падению курса рубля.

По данным А.Кудрина, отток капитала в 1998 году составил $10-11 млрд (в определенные периоды он достигал $20 млрд) при объеме золотовалютных резервов $12 млрд.

"Помощь" МВФ

Алексей Кудрин считает, что кризиса могло и не произойти, если бы Международный валютный фонд (МВФ) увеличил свои резервы на Россию на $10-20 млрд.

"Но МВФ сказал: получите $11 млрд, но только частями - сейчас $4,8 млрд, а если будете хорошо себя вести, то в течение года, может быть, еще до $5 млрд", - вспоминает министр.

По его словам, аналитики за неделю почитали, что $4,8 млрд не хватает и "наши ценные бумаги посыпались". Сам МВФ уверял, что этого достаточно и все будет нормально, а их эксперты считаются самыми лучшими в мире по работе в таких условиях. А.Кудрин говорит, что потом МВФ серьезно винили за то, что он не смог правильно рассчитать тенденции. "Он для того и существует, чтобы приезжать, считать, помогать. От этого зависит целая страна, целая экономика, люди, их зарплаты и социальная стабильность", - подчеркивает министр финансов РФ.

"Я, честно сказать, считаю, что МВФ частично виновен в кризисе. Если уж вы из МВФ и есть программа (помощи - прим. ИФ), если уж вы приехали помогать, то тогда помогайте, чтобы это предотвратить, и критический запас должен был быть достаточным", - сказал глава Минфина, признав, что и правительство было виновно в том, что допустило такую ситуацию.

А.Кудрин говорит, что правительство не пошло на "превентивную" девальвацию, которая могла бы сгладить ситуацию, потому что опасалось порождения цепной реакции. Кроме того, оно надеялось на поддержку МВФ.

"Мы члены МВФ, с ними работаем, есть программа, мы готовы были внести ее в парламент и утвердить. Надо было $10-20 млрд" - говорит министр, отмечая при этом, что МВФ дал Польше $50 млрд, когда ей было нужно. "Ей почему-то больше доверяли. Сейчас вот Грузии пообещали. Значит, иногда здесь есть и политика", - сказал вице-премьер.

Куда делись $4,8 млрд?

Глава Минфина рассказал, что когда начался массовый вывод валюты из России, ЦБ, получив валютный кредит на $4,8 млрд, сразу "бросил" его на рынок для поддержания курса рубля. "До сих пор ищут, куда делись эти деньги. Следственный комитет считает, что деньги получили банки на спецсчета и увели их за рубеж, а происходила самая обычная покупка валюты на рынке", - объясняет А.Кудрин. По его словам, доллары покупали банки и курс менялся каждый день.

"У следователя, не знакомого с финансовой техникой, могут возникнуть вопросы: почему сегодня продали по такому курсу, на следующий день по другому, почему государство продавало валюту, куда делся кредит, почему именно этим банкам?" - говорит А.Кудрин, обращая внимание на то, что если посмотреть всю цепочку движения этого кредита МВФ, то получается, что он пришел в ЦБ и ушел на офшорные счета, поэтому стали искать виноватых.

Но, по мнению А.Кудрина, найти их невозможно, потому что эта валюта вышла на рынок поддержать курс и ее покупали те, кто старался вывести свою прибыль на счета за рубежом, чтобы сохранить свои деньги, потому что в тот момент в России все теряли в долларах.

Самые яркие впечатления

В то время А.Кудрин, в частности, отвечал за взаимодействие с МВФ по программе структурных мер. В августе 1998 года он был в отпуске в Великобритании и каждый день следил за ситуацией в России. По его словам, он увидел, что рынок ценных бумаг обрушивается и понял, что идет отток капитала.

"Потом мне стали звонить и говорить, что начались margin call (требование о внесении дополнительного обеспечения, которое кредитор предъявляет заемщику, когда стоимость залога опускается ниже определенного уровня - прим. ИФ). Я просто пошел, взял билеты и полетел в Москву, потому что мне было понятно, что что-то сейчас произойдет. Я прилетел 16-го вечером и пришел в кабинет Задорнова, а он редактировал текст заявления правительства", - говорит А.Кудрин.

"Конечно, я переживал, вся работа за несколько лет насмарку" - вспоминает он.

Минфин не ожидал такой цепной и спонтанной реакции бизнеса и настолько большого недоверия к рынку.

Доверие инвесторов восстановлено

Алексей Кудрин считает, что с периода дефолта 1998 года России полностью удалось восстановить доверие инвесторов, об этом свидетельствует присвоение стране инвестиционного рейтинга со стороны ведущих мировых рейтинговых агентств. Кроме того, за 10 лет накоплен достаточный объем золотовалютных резервов, который обеспечивает запас прочности экономики.

По словам министра финансов, повышение агентством Moody's кредитного рейтинга России в период кризиса является высокой оценкой и означает усиление позиций страны. Также, по мнению Алексея Кудрина, очень значимым является повышение агентством S&P рейтинга российской банковской системы.

"Повышение кредитных рейтингов в период мирового финансового кризиса я считаю заслугой", - говорит Алексей Кудрин.


А.Кудрин считает, что МВФ частично виновен в дефолте 1998 г в России

МОСКВА, 18 августа. /ПРАЙМ-ТАСС/

Международный валютный фонд /МВФ/ частично виновен в дефолте России по своим обязательствам в 1998 г. Об этом журналистам в воскресенье заявил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

По его словам, программа, которая была согласована с МВФ в 1998 г, предусматривала выделение 11 млрд долл. Однако выделять эти средства Фонд был готов только частями. Таким образом России было выделено лишь 4,8 млрд долл в рамках первого транша, что оказалось явно недостаточным в условиях оттока капитала в объеме порядка 11 млрд долл, что обрушило российский рынок.

"Если бы МВФ увеличил наш резерв миллиардов на 10 или 20, тогда этого обвала могло и не произойти. МВФ же сказал - получите 11 миллиардов, но только частями. Сейчас 4,8 млрд а если будете себя хорошо вести, тогда в течение года может быть еще получите. Все аналитики за неделю посчитали, что нам этого будет недостаточно", - сказал российский министр.

А.Кудрин сказал, что эксперты МВФ убеждали Минфин и Банк России, что этих средств хватит, и правительство РФ согласилось с этим.

"Я считаю, что МВФ виновен частично в этом. Если уж есть программа, если уж вы приехали помогать, то тогда помогайте, чтобы это предотвратить. Критический запас должен был быть достаточным", - сказал А.Кудрин.

Он напомнил, что в 1998 г цены на нефть в среднем снизились до 12 долл за баррель, а в период начала кризиса достигли 8 долл за баррель. Это стало решающей проблемой.

В то же время даже в тот период дефолт России не был предрешен. Превентивная девальвация могла бы сгладить ситуацию. Однако российское правительство рассчитывало, что поступят дополнительные валютные ресурсы. "Польше в свое время дали 50 млрд долл, когда ей было надо. Значит есть и политика в принятии решений о выдаче кредита /МВФ - прим. ПРАЙМ-ТАСС/", - отметил А.Кудрин.

Касаясь личных впечатлений от дефолта 1998 г, вице-премьер напомнил, что в то время он был заместителем министра финансов РФ и готовил соглашение с МВФ по стабилизационному кредита. Однако непосредственно перед дефолтом он находился в Великобритании в качестве туриста. "Я был в Великобритании туристом, осматривал достопримечательности. Следил за рынком. Я читал каждый день, что происходит на нашем рынке, когда увидел, что рынок фондовый обрушен, я понял, что идет очень мощный отток капитала", - вспоминает А.Кудрин. Увидев существенное падение фондового рынка, А.Кудрин принял решение вернуться в Москву. "Я просто пошел, взял билет и прилетел в Москву, потому что мне было понятно, что что-то сейчас произойдет", - сказал нынешний вице-премьер. "Я 16-го вечером прилетел и пришел в кабинет /Михаила/ Задорнова /тогда министр финансов РФ - прим. ПРАЙМ-ТАСС/. М.Задорнов редактировал текст заявления правительства об объявлении дефолта". При этом М.Задорнов тогда сказал, что другого выхода просто нет.

Уже вечером 16 августа 1998 г правительство объявило о неплатежах по всем обязательствам, предоставив право в том числе коммерческим заемщикам не осуществлять платежи по долгам ввиду отсутствия у государства валюты.

С тех пор, по мнению А.Кудрина доверие инвесторов к российским заемщикам полностью удалось восстановить. Это демонстрирует и наличие инвестиционного рейтинга у России. В 1998 г такого рейтинга у России не было. "Инвестиционный рейтинг был восстановлен полностью, когда я стал министром финансов и мы стали создавать резервы, чтобы иметь запас прочности. Я такие уроки помню", - заверил А.Кудрин.

Теперь РФ привыкает к высоким ценам на нефть и постепенно сокращает свой запас прочности, увеличивая расходы. Но, с другой стороны, и золотовалютные резервы достаточны. Так, чистый отток в объеме 20 млрд долларов за 1-й квартал 2008 г никто не заметил. Международные рейтинговые агентства присваивают российским банкам более высокие рейтинги - и это как раз происходит в период мировых финансовых кризисов, обратил внимание А.Кудрин. 

А.Кудрин: Дефолт 1998г. не был предрешен.

РБК. 18.08.2008, Москва

      Экономического кризиса 1998г., вызванного отказом государства исполнить обязательства по своим заимствованиям, можно было избежать. Такое мнение высказал журналистам вице-премьер правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин. "Дефолт не был предрешен. Проблема кризиса была предопределена низкими золотовалютными резервами, когда падает цена на нефть, а она в мае упала до 8 долл. за баррель, а средняя по году была 12 долл. Это было решающей проблемой. Мы должны были иметь достаточно ресурсов, чтобы отвечать по своим обязательствам", - отметил он.

      Напомним, в 1998г., когда разразился кризис, А.Кудрин занимал должность первого заместителя министра финансов, а на посту главы Минфина находился Михаил Задорнов, ныне занимающий пост председателя правления розничного подразделения Группы ВТБ - банка ВТБ 24.

      А.Кудрин напомнил, что в 1998г. объем вывода валюты из страны превысил ее приток, что, в конечном итоге, привело к девальвации рубля. "Отток капитала, который в 1998г. составил порядка 11 млрд долл., обрушил рынок: государство не смогло обеспечить вывод валюты по курсу 6 руб. за доллар. И государство девальвировало рубль", - сказал глава Минфина.

      А.Кудрин также прокомментировал роль Международного валютного фонда в условиях острого дефицита валютных ресурсов в РФ. "Если бы МВФ увеличил наш резерв миллиардов на 10 или 20, тогда этого обвала могло и не произойти. МВФ же сказал получите 11 млрд - но только частями: сейчас 4,8 (млрд), а если будете себя хорошо вести, тогда в течение года, может быть, еще получите. Все аналитики за неделю посчитали, что нам этого будет недостаточно. ЦБ получил эти средства, вышел на рынок и продал эту валюту", - отметил министр. "Я считаю, что МВФ виновен частично, - заметил он, - если уж вы приехали помогать, то тогда помогайте, чтобы предотвратить кризис. Критический запас должен был быть достаточным".

      По словам А.Кудрина, дефолт застал его в туристической поездке по Великобритании. В тот момент стало известно, что крупнейшие российские банки, набравшие иностранные кредиты под залог российских госбумаг, столкнулись с проблемой пополнения залога. Когда бумаги обесценились из-за падения рынка, от российских банков потребовали пополнить залог. Для пополнения залога банки стали собирать деньги. Тем не менее все закончилось массовым сбросом российских бумаг.

      Как отметил министр, с тех пор доверие инвесторов к российским заемщикам удалось полностью восстановить. "Инвестиционный рейтинг был восстановлен полностью, когда я стал министром финансов и мы стали создавать резервы, чтобы иметь запас прочности", - указал А.Кудрин.

     Он признался, что создание запаса прочности стало одной из основных задач для страховки от падения цены на нефть. Теперь РФ привыкает к высоким ценам на нефть и постепенно сокращает свой запас прочности, увеличивая расходы. Но, с другой стороны, и золотовалютные резервы достаточны. Так, чистый отток в объеме 20 млрд долл. за I квартал 2008г. никто не заметил, подчеркнул А.Кудрин. Глава Минфина также обратил внимание на то, что российским банкам присваивают высокие международные рейтинги в период мировых финансовых кризисов.

Читать ГАРАНТ.РУ в и