Предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителя с использованием телемедицинских технологий законом не предусмотрен
Kryzhov / Depositphotos.com |
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ пояснили, что действующее законодательство РФ не содержит норм, которыми устанавливаются основания и порядок прохождения предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медосмотров водителей с использованием телемедицинских технологий удаленным способом.
Напомним, подобная законодательная инициатива о возможности дистанционного проведения медосмотров водителей может стать предметом обсуждения парламентариями. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в прошлом году, о чем портал ГАРАНТ.РУ рассказывал ранее, но пока не рассматривался нижней палатой парламента.
В настоящее время Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон № 323-ФЗ) указывает о следующих целях применения телемедицинских технологий: профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента и принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) (ч. 2 ст. 36.2 Закона № 323-ФЗ).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Помимо этого, существует порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (далее – Порядок № 835н), согласно которому предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медработниками, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, медорганизацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медработником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление меддеятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по медицинским осмотрам. Статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон № 196-ФЗ) также установлено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо посредством ввода в штат должности медицинских работников или создания подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения).
Прописан конкретный объем действий, подлежащий выполнению при проведении медосмотра водителей, а именно:
- сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
- выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь (п. 10 Порядка № 835н).
При этом прямых норм, устанавливающих возможность использования дистанционной диагностики состояния здоровья водителей, в Законе № 323-ФЗ, как и в Законе № 196-ФЗ не содержится, что следует и из судебной практики (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2018 г. № 05АП-7137/18 и постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 сентября 2020 г. по делу № 16-2978/2020).
В этой связи эксперты указали, что прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицины удаленным способом не соответствует закону, что фактически свидетельствует о неисполнении предприятием обязанности по проведению медосмотров.