Опубликованы методические рекомендации по применению федерального стандарта бухучета об информации о связанных сторонах
kantver / Depositphotos.com |
Минфин России продолжает публиковать рекомендации по применению федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора. Так, разъяснены правила применения стандарта "Информация о связанных сторонах" (письмо Минфина России от 30 ноября 2020 г. № 02-06-07/105552).
Стандарт устанавливает единые требования к бухучету, осуществляемому государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, а также к бюджетному учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также к формированию информации об объектах бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности. Кроме того, применяется он при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета и при составлении бюджетной (бухгалтерской) отчетности централизованными бухгалтериями, осуществляющими ведение бюджетного и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений.
В годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности подлежит раскрытию информация как о количестве связанных сторон субъекта отчетности, так и об операциях субъекта отчетности со связанными сторонами. Стандарт не предусматривает раскрытия информации о связанных сторонах в составе промежуточной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, за исключением отчетности, сформированной за последний отчетный год.
Напомним, что под связанными сторонами субъекта отчетности понимаются юридические и (или) физические лица, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние и (или) способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности. К ним, в частности, относятся аффилированные лица субъекта отчетности, заинтересованные лица, лица, хозяйственные решения которых субъект отчетности имеет право определять или в принятии которых он может участвовать и иные лица.
Как поясняет Минфин России, формирование информации о перечне связанных сторон осуществляется на основании аналитического учета, обеспечиваемого при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета. Правила (подходы, положения) ведения управленческого учета, а также формы документов, применяемых при ведении управленческого учета, определяются субъектом учета самостоятельно. В рекомендациях приведена примерная форма перечня связанных сторон для формирования информации в целях составления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Также указывается, что перечень видов операций со связанными сторонами является открытым. К ним, в частности относятся безвозмездное перечисление (передача) активов, предоставление (получение) кредитов, займов, ссуд, реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, операции с иным государственным (муниципальным) имуществом. Так, в частности, как указывает Минфин России, приобретение в рамках договора купли-продажи компьютерного оборудования или безвозмездное получение учебной литературы для библиотечного фонда по договору пожертвования одинаково следует классифицировать как операция со связанными сторонами, если отношения между субъектом отчетности и контрагентом соответствуют критериям признания их связанными сторонами.
В годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности указывается количество связанных сторон, при этом доля участия субъекта отчетности в капитале (имуществе) связанной стороны составляет более 50% общего количества голосующих акций (долей, паев, вкладов), а также операции со связанными сторонами, произведенные в отчетном периоде на условиях, отличающихся от обычных условий совершения субъектом отчетности аналогичных операций с лицами, которые не являются его связанными сторонами. Сам же перечень связанных сторон, их количество, информация по операциям, связанным с выполнением субъектом отчетности возложенных на него полномочий и (или) функций, если связанной стороной субъекта отчетности является организация бюджетной сферы, или если условия совершения операций не отличались от обычных условий совершения субъектом отчетности аналогичных операций с лицами, которые не являются его связанными сторонами в годовой отчетности не раскрываются.