Счетная палата РФ предлагает пересмотреть методику расчета платы за проезд на платных автодорогах
thierrydu47 / Depositphotos.com |
Счетная палата РФ отчиталась о результатах проверки пилотных соглашений по строительству двух платных трасс – "Новый выход на МКАД" и "М-11 Москва – Санкт-Петербург на участке км 15 – км 58" и предложила1 ряд инициатив в сфере заключения концессионных соглашений. По мнению аудитора Счетной палаты РФ Валерия Богомолова, в вопросе определения стоимости проезда на платных автодорогах требуется пересмотр методики ее расчета. Как отмечено, сегодня по условиям концессионных соглашений концессионер может устанавливать плату исходя из востребованности участка трассы. В связи с чем тариф за один км пути на разных участках может отличаться более чем в три раза.
В качестве примера приведен маршрут Москва – Шереметьево-2 с трафиком 4,6 млн автомобилей за 2019 год. Стоимость проезда по данному маршруту составила 310 руб. за 10,5 км пути (30 руб. за 1 км). Однако по маршруту от Шереметьево-2 до Московского малого кольца с трафиком 70 тыс. автомобилей за год максимальная стоимость проезда составила 250 руб., но уже за 28 км (9 руб. за один км).
Также Палатой обращено внимание на необходимость корректировки требований к транспортно-эксплуатационным характеристикам платных участков дорог. Отмечено, что на сегодня они не отличаются от требований к бесплатным дорогам при том, что скоростные режимы установлены разные. В частности, на отдельном участке платной автодороги освещение имеется вблизи населенных пунктов и на транспортных развязках, что составляет только 30% его протяженности. Учитывая, что на платных участках разрешенные скорости более высокие, по мнению аудитора, это влияет на безопасность движения.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В отчете сформулированы выводы о том, что концессионные соглашения в сфере дорожного строительства, как инструмент государственно-частного партнерства, призванный оптимизировать бюджетные расходы и привлечь частные инвестиции в экономику, пока себя не оправдали. Более того, отмечается, что заключение таких соглашений привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 млрд руб., которые пошли на компенсации концессионерам за недополученный доход.
Как считает аудитор, проблема в том, что концессионные соглашения заключается до решения земельных вопросов, что несет значительные риски срыва сроков строительства объектов (порой на 1, 2 года) и возникновению дополнительных затрат государства. В самих соглашениях зачастую указываются завышенные расчеты предельного размера дохода, который может оставаться в размерах концессионера. Проверка Счетной палаты РФ показала, что прогнозные значения трафика были завышены, из-за чего сверхдоход (50% от которого следует направлять государству) получен не будет. "При этом актуализация и корректировка прогнозных значений условиями концессионных соглашений не предусмотрена", – заметил аудитор. В этой связи Счетной палатой РФ также предложено Правительству РФ актуализировать прогноз трафика в концессионных соглашениях.
_____________________________
1 С информацией Счетной палаты РФ и отчетом о результатах контрольного мероприятия "Проверка эффективности применения и реализации Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" концессионных соглашений "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 15 – км 58" и "Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва – Минск (обход г. Одинцово) в 2015–2019 годах и истекшем периоде 2020 года" можно ознакомиться на официальном сайте Счетной палаты РФ (https://ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-predlagaet-peresmotret-usloviya-kontsessionnykh-soglasheniy-na-stroitelstvo-dorog).