Обновлены правила возмещения туристам ущерба при прекращении деятельности туроператора
Rawpixel / Depositphotos.com |
В новых правилах уточняется, что датой установления факта причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба считается дата, когда туроператор публично (путем публикации заявления в СМИ и (или) на своем официальном сайте заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта в соответствии с ч. 9 ст. 4.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 132-ФЗ), или дата принятия Ростуризмом решения об исключении туроператора из единого федерального реестра туроператоров на основании абз. 16 ч. 15 ст. 4.2 Закона № 132-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1532).
Установлено, что при получении информации о прекращении туроператором туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения им всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта объединение туроператоров размещает на своем официальном сайте уведомление о начале сбора требований о возмещении денежных средств из фонда туроператора, в котором указываются:
- сведения о туроператоре (наименование туроператора, его место нахождения, реестровый номер);
- дата публичного заявления туроператора о прекращении туроператорской деятельности или дата принятия Ростуризмом решения об исключении туроператора из реестра;
- размер денежных средств, накопленных в фонде по состоянию на дату публичного заявления туроператора о прекращении туроператорской деятельности;
- сведения о достижении либо недостижении максимального размера фонда, указанного в ст. 11.6 Закона № 132-ФЗ, об освобождении от финансового обеспечения ответственности туроператора и уплаты взносов в фонд, о наличии у туроператора договора (договоров) страхования ответственности туроператора и (или) договора (договоров) о предоставлении банковской гарантии, заключенных до достижения максимального размера фонда с организацией или организациями, предоставившими финансовое обеспечение ответственности туроператора, на момент возникновения основания для возмещения реального ущерба;
- дата начала сбора требований о возмещении денежных средств.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Дата начала сбора требований о возмещении денежных средств установлена дата такого сбора. Она подлежит установлению объединением туроператоров не ранее 60 рабочих дней со дня публичного заявления туроператора о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта или со дня принятия Ростуризмом решения об исключении туроператора из реестра на основании абз. 16 ч. 15 ст. 4.2 Закона № 132-ФЗ и не позднее 3 рабочих дней со дня публичного заявления туроператора о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта или со дня принятия Ростуризмом решения об исключении туроператора из реестра (в случае, если размер фонда достиг максимального размера, туроператором получено освобождение от финансового обеспечения ответственности туроператора и уплаты взносов в фонд и на момент возникновения основания для возмещения реального ущерба у него отсутствовали договор (договоры) страхования ответственности туроператора и (или) договор (договоры) о предоставлении банковской гарантии, заключенные до достижения максимального размера фонда с организацией или организациями, предоставившими финансовое обеспечение ответственности туроператора).
Определено, что объединение туроператоров в течение 90 рабочих дней со дня начала сбора требований о возмещении денежных средств, указанного в уведомлении, формирует реестр туристов или иных заказчиков, которым был причинен реальный ущерб, и проверяет достоверность такой информации. По истечении 90 дней со дня начала сбора требований объединение туроператоров в течение 10 рабочих дней должно рассмотреть предъявленные требования о возмещении денежных средств и прилагаемые к ним документы и принять решение о возмещении реального ущерба или об отказе в таком возмещении.
Основаниями для отказа в возмещении реального ущерба являются:
- непредставление документов (копий паспорта, договора о реализации туристского продукта (на бумажном носителе или в форме электронного документа, документов, подтверждающих реальный ущерб, или их заверенные копии, документы о выплате (отказе в выплате) страхового возмещения или уплаченной денежной сумме по банковской гарантии или копии таких документов, заверенные в установленном порядке (если основание для возмещения реального ущерба возникло в случаях, указанных в пункте 5 настоящих Правил), документы, подтверждающие полномочия представителя туриста или заказчика);
- наличие в документах неполных и (или) недостоверных сведений;
- наличие факта причинения реального ущерба туристу и (или) иному заказчику, не обусловленного неисполнением туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта;
- отсутствие денежных средств в фонде после произведенных выплат.
Турист после устранения нарушений вправе повторно представить в объединение туроператоров требование о возмещении денежных средств.
Соответствующее постановление вступит в силу с 1 января 2021 года, его действие продлится по 31 декабря 2026 года. Одновременно действующие на сегодня Правила возмещения реального ущерба туристам, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 779 утратят силу со следующего года.