В.Путин утвердил программу модернизации железных дорог
Председатель правительства России Владимир Путин утвердил стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030г., а также план мероприятий по ее реализации в 2008-2015гг. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров.
Стратегия направлена на формирование доступной и устойчивой транспортной системы как инфраструктурного базиса для обеспечения транспортной целостности, независимости, безопасности и обороноспособности страны, социально-экономического роста и обеспечения условий для реализации потребностей граждан в перевозках.
Она будет реализована в два этапа. Сначала будет проведена модернизация железнодорожного транспорта (2008-2015гг.), предусматривающая обеспечение необходимых пропускных способностей на основных направлениях перевозок, коренную модернизацию существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшим сроком службы, разработку новых технических требований к технике и технологии, начало проектно-изыскательских работ и строительство новых железнодорожных линий, а также строительство первоочередных железнодорожных линий.
На втором этапе - динамичного расширения железнодорожной сети (2016-2030гг.) - предусматривается создание инфраструктурных условий для развития новых точек экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.
В документе отмечается, что модернизация действующих железнодорожных линий и строительство новых участков будут осуществляться на основе расширения рыночных возможностей железнодорожной отрасли и прежде всего ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), а также с привлечением средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ.
Участие Российской Федерации в развитии железнодорожного транспорта будет реализоваться путем предоставления средств федерального бюджета в рамках долгосрочных целевых программ; предоставления бюджетных средств на участие в инвестпроектах на условиях частно-государственного партнерства; введения инвестиционной составляющей в грузовых тарифах ОАО "Российские железные дороги" для реализации инфраструктурных проектов; установления на отдельных участках новых линий тарифов, обеспечивающих возврат вложенных в их строительство средств. При этом для строительства высокоскоростных магистралей возможна разработка специального механизма финансирования на условиях частно-государственного партнерства. Прибыль РЖД будет в приоритетном порядке направляться на развитие железнодорожного транспорта.
Помимо этого, в документе отмечается, что будут введены определенные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям новых железнодорожных линий. "В частности, необходимо определить обременения, связанные с обеспечением обороноспособности государства и мобилизационной готовности", - говорится в стратегии развития железнодорожного транспорта РФ.
В ней указывается, что при реализации намеченных планов по минимальному варианту грузооборот в РФ прогнозируется в объеме 3050 млрд т-км с ростом (к уровню базового 2007г.) в 1,46 раза, пассажирооборот вырастет в 1,16 раза и превысит 202 млрд п-км. По максимальному варианту грузооборот в 2030г. по сравнению с 2007г. возрастет в 1,58 раза и составит 3300 млрд т-км, пассажирооборот - в 1,33 раза и превысит 231 млрд п-км.
Как ранее заявлял премьер-министр РФ Владимир Путин, реализация данной стратегии реально обеспечит единство экономического пространства России. Он отметил, что "железная дорога станет больше на 20 тыс. км". Эта цифра является существенной, поскольку за последние годы практически ничего не строилось. Железная дорога появится в новых регионах, таких как Алтай, Якутия, Тыва. По мнению В.Путина, это позволит не только лучше освоить территорию, но и стабилизировать "северный завоз", снизить энергозатраты, улучшить жизнь граждан. "Трудно было поверить, но сейчас мы уверены, что эта программа будет реализована, - отметил премьер. - Ее стоимость составляет 14 трлн руб., и мы знаем, что обеспечим это финансирование".
В свою очередь глава РЖД Владимир Якунин отметил, что "стратегия становится документом правительства", которое берет на себя ответственность за инфраструктурное развитие.
Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России, Минрегионом России, Минпромторгом, ФАС и ФСТ России и с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено обеспечить реализацию указанной стратегии.