Уголовную ответственность за фальсификацию результатов выборов, общероссийского голосования и референдумов предлагается ужесточить
Addy_Dude / Depositphotos.com |
В нижнюю палату парламента внесен законопроект, направленный на усиление уголовного наказания за незаконные действия членов комиссий при проведении выборов, общероссийского голосования и референдумов. Так, предлагается1 отнести преступления, касающиеся фальсификации документов (ч. 1 ст. 142 Уголовного кодекса), итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ), незаконных выдачи и получения бюллетеня (ст. 142.2 УК РФ), в том числе совершенных группой лиц, к категории тяжких преступлений, увеличив размеры и сроки наказаний: штрафов – от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб. (вместо действующих размеров от 100 тыс. до 700 тыс. руб.), сроки принудительных работ – до 5 лет, а лишения свободы – до 6 или 8 лет (сегодня максимальные сроки указанных наказаний составляют до 4 или 5 лет).
Кроме того, предлагается ввести уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение членами избирательной комиссии своих обязанностей, если это повлекло совершение другими лицами преступлений в избирательной сфере. Максимальное наказание за такие действия (бездействие) предлагается установить в виде лишения свободы на срок до одного года.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, преступления в избирательной сфере затрагивают суверенитет власти, дискредитируют российскую избирательную систему и демократию. Действующие нормы уголовного закона в этой части авторы проекта находят излишне либеральными, о чем, по их мнению, свидетельствуют факты нарушений членами избиркомов установленных законом правил проведения выборов, которые носят все более распространенный характер.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Правительство РФ не поддержало проект закона, указав, что его авторами не представлено данных правоприменительной практики о неэффективности имеющихся мер ответственности. По поводу вводимой ответственности за ненадлежащее исполнение членами избиркомов своих обязанностей кабинет министров полагает, что это излишняя мера при существующей ст. 293 УК РФ о халатности. Помимо этого, отнесение новой проектируемой статьи к подследственности следователей Следственного комитета РФ может привести к дополнительной нагрузке на них и соответствующим бюджетным расходам.
Верховный Суд Российской Федерации, опираясь на статистические данные, также обратил внимание на отсутствие оснований считать, что потенциал применения наказания в виде лишения свободы по указанным составам преступлений исчерпан и действующих мер ответственности недостаточно для достижения целей наказания. Кроме того, отмечено, что в качестве специального субъекта при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей указан только член избиркома, тогда как об ответственности члена комиссии референдума в проектируемой статье не указано. С точки зрения возможности доказывания преступного характера деяния ВС РФ также выразил сомнения в эффективности реализации данной статьи.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 963936-7 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нарушения избирательного законодательства)" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.