В. Лихачев, член Совета Федерации, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ, доктор юридических наук, профессор: "Внешняя политика России: право, партнерство, прагматизм"
Политико-правовая и властная конфигурация сегодняшней России носит объективный характер и детерминирована рядом объективных факторов. Среди них - глобализация политики и экономики, поиск Российской Федерацией своего места в этих процессах, обеспечение эффективного суверенитета и эффективной демократии, рыночной экономики, строительство правового государства и международного правопорядка при многоаспектном влиянии России и ее партнеров. Ее можно определить как Три "П": право, партнерство, прагматизм.
Эта формула - естественный результат эволюции российской государственности за последние восемь лет, а также специфическое отражение конституционного разделения полномочий между различными институтами государства, общества и власти.
Связь и взаимодействие нынешнего Президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина - легитимны, целенаправленны, прагматичны, результативны, и отвечают вызовам ХХI века. С учетом возрастающей роли России в современном мироустройстве к этой властной конфигурации приковано внимание экспертов, политологов, юристов, специалистов в области экономики, психологии и культуры. Она в центре внимания западных СМИ и многие вопросы ставятся достаточно остро.
Главный вопрос аналитиков: кто в Российской Федерации главный, кто определяет внутреннюю и внешнюю политику? Надо быть предельно корректным, объективным. Сто классических дней начала президентства Медведева и сто дней премьерства Путина еще не завершены. Но уже сегодня можно сделать принципиальный вывод: находясь в правовом поле государства, соблюдая международно-правовые обязательства России, они действуют юридически безупречно, политически четко, не отвлекаясь на достаточно специфические посылы со стороны наблюдателей извне России: играть в отношении друг друга агрессивно, эгоистично. Цель, скажем откровенно, ясна - через "обнаружение" конфликтов между ними, их аппаратами, достичь неустойчивости России как суверенной державы. Однако и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин это прекрасно понимают, и методично формируют своего рода кодекс поведения высших должностных лиц страны, опирающийся на императивы как права, так и морали. И это проявляется в стратегической линии руководства России, проводимой сегодня во внутренней и внешней политике.
Согласно Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации определяет внешнюю политику страны, ее приоритеты и направление. Но круг практических субъектов реализации внешнеполитической деятельности не ограничивается только администрацией Президента. Он - шире и разнообразнее. В него входят органы федеральной и региональной власти, представители законодательной и исполнительной власти, бизнес сообщество и др. Все это - не что иное, как проявление глобалистических тенденций. В результате сегодняшняя внешняя политика России построена по принципам географического разнообразия, универсальности связей, среднесрочной и долгосрочной перспективы, с использованием методов планирования и прогнозирования.
Первые международные контакты Президента Российской Федерации Д.А.Медведева позволяют говорить о формировании им собственных, с одной стороны, ориентиров, а с другой, о продолжении процессов двусторонней и многосторонней дипломатии, запущенных В.В.Путиным. Общее прослеживается и в методологии подходов к международным вопросам (ПРО, Косово, Ближний Восток, Иран), в наличии акцентов в отношениях с Казахстаном (и СНГ в целом), Китаем, Германией, США, ООН, МВФ. Стоит отметить персональный подход действующего главы государства к отдельным темам - прогрессивное развитие международного права, борьба с правовым нигилизмом, укрепление экономической и энергетической дипломатии, создание новых правил поведения в торгово-экономическом и финансовом сотрудничестве, реконструкция эффективных международных институтов.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев начал активную международную деятельность. Он перенял от Владимира Путина внешнеполитическое направление со всеми его плюсами и проблемами. Один из главных и фундаментальных вопросов - кризис всемирной региональной системы безопасности. Отсюда действительно важное, и выгодное для всех предложение - о заключении Договора о европейской безопасности. Оно вызвало большой международный резонанс, а его реализация должна стать частью плана модернизации мира в условиях XII века.
Другая тема, которая является ключевой для европейского пространства безопасности, мира и сотрудничества, - заключение нового Соглашения о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией, Евросоюзом, государствами - членами Евросоюза.
Как утверждает классика, внешняя политика - продолжение достижения целей внутренней политики. Поэтому Д.А.Медведев уделяет равноценное, а может быть и более объемное внимание внутринациональным делам. Премьер-министр В.В. Путин заинтересован в успешном становлении Д.А. Медведева как главы великой страны, от самочувствия и реформирования которой зависит миропорядок нового столетия.
(По материалам пресс-службы Совета Федерации РФ)