Минюст России: положения о существенном увеличении размеров санкций за нарушения ПДД будут исключены из проекта нового КоАП РФ
holmessu / Depositphotos.com |
Сегодня завершается публичное обсуждение подготовленных Минюстом России проектов нового КоАП РФ и закрепляющего порядок производства по делам об административных правонарушениях процессуального КоАП РФ, размещенных на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/01-20/00099059 и 02/04/01-20/00099061 соответственно). Первый проект на момент публикации материала оценили на портале 1963 человека, причем большинство голосов – 1889 – против его принятия. По второму законопроекту голосов меньше – 51, но абсолютное большинство из них (43) – тоже против. Одна из самых активных дискуссий развернулась в отношении положений документов, затрагивающих правонарушения в области дорожного движения, в частности – о существенном ужесточении санкций за некоторые из них.
Так, проектом нового КоАП РФ (далее – проект КоАП РФ) предусматривается, например, увеличение штрафов за превышение скорости: более чем на 20, но не более чем на 40 км/ч – в шесть раз: с 500 руб. до 3000 руб., более чем на 40, но не более чем на 60 км/ч – в четыре раза: до 4000 тыс. руб. (сейчас – от 1000 до 1500 руб.). За превышение разрешенной скорости более чем на 60 км/ч предлагается штрафовать водителя на 5000 руб. или лишать его права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Действующее регулирование, напомним, предусматривает другую градацию нарушений: превышение скорости на 61-80 км/ч влечет наложение штрафа в размере 2000-2500 руб. или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев, а более чем на 80 км/ч – штраф в размере 5000 руб. или лишение прав на полгода (ст. 12.9 КоАП РФ).
Также предполагается ужесточить наказание за отказ от прохождения (по законному требованию должностного лица) освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ), а именно: штраф увеличить с 30 тыс. до 40 тыс. руб., срок лишения права управления автомобилем – с 1,5-2 лет до 2-3 лет. Кроме того, такой отказ, совершенный водителем, в машине которого находится ребенок до 16 лет, предлагается выделить в отдельный состав правонарушения, за совершение которого полагается штраф в размере 50 тыс. руб. с лишением прав на срок от 2 до 3 лет. Такое же наказание согласно проекту КоАП будет налагаться и за вождение в состоянии алкогольного опьянения, когда в машине находится ребенок обозначенного возраста, – данное деяние также может стать специальным составом правонарушения. При этом установленное сейчас наказание за "простое" пьяное вождение – штраф в 30 тыс. руб. с лишением прав на 1,5-2 года (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ) – менять не планируется.
С позициями судов по делам об административных правонарушений в области дорожного движения, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступПомимо этого, в соответствии с проектом КоАП РФ существенно могут вырасти штрафы за нарушение правил проезда через железнодорожные переезды – с 1000 до 5000 руб. (действующие санкции установлены ст. 12.10 КоАП РФ). За тонировку, нарушающую требования техрегламента о безопасности колесных ТС в части светопропускания стекол (п. 4.3 Требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации), предлагается штраф в размере 1000 руб. вместо действующих 500 руб., а за повторную езду на машине с излишне тонированными стеклами – 3000 руб. Сейчас наказание за такое повторное нарушение кодексом не предусмотрено (ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ).
Также в проекте КоАП РФ отражено уже обуждавшееся ранее, в частности по иницативе МВД России, предложение о введении ответственности за систематическое – более трех раз – нарушение некоторых правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления им. В числе таких правонарушений – превышение скорости более чем на 60 км/ч, проезд на запрещающий сигнал светофора, невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, выезд на полосу встречного движения, непредоставление преимущества в движении пешеходам и др. "Систематических" нарушителей предлагается лишать права на управление ТС на срок от года до полутора лет, а лиц, не имеющих такого права, – штрафовать на сумму от 10 до 30 тыс. руб.
Наконец, предусмотрена проектом КоАП РФ ответственность и за опасное вождение – в виде штрафа в размере 5000 руб. Определение опасного вождения и запрет на такое вождение появились в законодательстве 8 июня 2016 года (абз. 8 п. 2.7 ПДД, постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 477), однако наказание за несоблюдение этого запрета не было установлено, хотя вводящий его правительственный законопроект планировалось принять еще в 2017 году.
Несмотря на то что некоторые из предложенных изменений, например об ужесточении санкций для пьяных водителей, ведении специальной ответственности за систематическое совершение правонарушений в области дорожного движения или наказания за опасное вождение, в принципе могут быть поддержаны, в целом предусмотренная проектом КоАП РФ корректировка норм об ответственности за нарушение ПДД (выше приведена лишь часть предлагаемых изменений) носит не профилактический, а репрессивный характер – такое мнение высказали в ходе состоявшихся вчера в ОП РФ тематических общественных слушаний представители экспертного сообщества, в том числе объединений автомобилистов. При дальнейшем обсуждении нормативного регулирования, определяющего ответственность водителей и автовладельцев за нарушение ПДД, по их мнению, стоит уделить внимание не только изменению кодекса в части санкций за правонарушения, но и необходимости:
- повышения качества дорожной инфраструктуры как непосредственно влияющего на аварийность фактора. Так, по словам первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимира Винницкого, опыт организации движения, например, на трассе М-4 "Дон", где на некоторых платных участках разрешенная максимальная скорость движения составляет 130 км/ч, показывает, что качественная инфраструктура дает максимальное сокращение количества ДТП – на этих участках аварийность снизилась на треть. И этот факт подтверждается официальной статистикой ГИБДД, согласно которой самое низкое число ДТП на сегодняшний день фиксируется именно на тех участках трасс, где разрешено движение со скоростью до 130 км/ч;
- закрепления в правительственном акте четких требований к установке камер, фиксирующих правонарушения, ведь на основании полученных с помощью автоматических комплексов фото- и видеофиксации данных выносится более 80% постановлений по делам о нарушениях ПДД;
- введения упрощенного порядка оспаривания постановлений по делам о нарушениях, зафиксированных камерами, – путем подачи жалобы в электронном виде. Данное предложение не ново – с октября прошлого года на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предусматривающий возможность такого обжалования с использованием портала госуслуг, – но важно, так упрощение процедуры подачи жалобы на спорное постановление, надо полагать, приведет к более эффективной реализации права водителей на обжалование постановлений, вынесенных без их участия и составления протокола (именно такой порядок предусмотрен для нарушений, зафиксированных камерами, ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ). Особенно лиц, которым вменяется совершение нарушения в другом регионе, поскольку такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, в который поступили полученные с помощью автоматических средств фиксации материалы (ч. 5 ст. 29.5 КоАП РФ).
Как отметил заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак, главной целью подготовки положений проекта КоАП РФ, изменяющих санкции за нарушение ПДД, было обеспечение безопасности жизни и здоровья людей. Разумеется, разработчики проекта понимают, что достичь ее можно только комплексными мерами, предусматривающими и развитие инфраструктуры, и надлежащий контроль за установкой дорожных знаков, и – в качестве одной из составляющих – корректировку действующего кодекса. Однако, поскольку общественная реакция на размещенный для обсуждения законопроект показала, что резкое увеличение размеров санкций не соответствует запросам общества, в этой части документ будет изменен, сообщил замминистра. При этом он призвал экспертное сообщество и непосредственно автовладельцев внимательно проанализировать и другие предложенные меры. В проекте КоАП РФ, например, содержится положение о том, что требования к специальным техническим средствам, используемым для фиксации правонарушений, их размещению и применению должны быть установлены Правительством РФ, в проекте процессуального КоАП РФ – норма о возможности подачи жалоб в электронном виде, в том числе через портал госуслуг. "Понятно, что внимание общества было привлечено прежде всего к размерам штрафов, но нужно обратить внимание, что проекты содержат меры, которые направлены на комплексное решение проблем с безопасностью на дорогах", – подчеркнул Денис Новак.
Минюст России намерен оценить все поступившие – и через федеральный портал проектов нормативных правовых актов, и в ходе совещаний на площадке министерства – предложения по проектам кодексов и продолжить обсуждение документов с их учетом. Именно в связи с этим в Правительство РФ будет направлено обращение с просьбой перенести сроки внесения законопроектов в кабинет министров и Госдуму – с марта на май и с апреля на июнь текущего года соответственно. Поскольку премьер-министр Михаил Мишустин в ходе одного из февральских заседаний Правительства РФ особым образом подчеркнул серьезность вопроса о корректировке КоАП РФ в части наказания для водителей, отметив, что предложения о введении новых размеров штрафов должны рассматриваться с учетом платежеспособности населения и необходимости повышения качества их администрирования, есть основания полагать, что данная просьба Минюста России будет удовлетворена.