Предлагается закрепить обязанность офшорных компаний представлять в суды сведения из ЕГРЮЛ
dtjs / Depositphotos.com |
Законопроект об изменениях в Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс вчера внесен на рассмотрение Госдумы. Планируется1 внести поправки в статьи указанных кодексов, устанавливающие требования к предъявлению исков, если сторонами (одной из сторон) процесса выступают офшорные компании.
В частности, в ст. 131 ГПК РФ и ст. 125 АПК РФ предлагается обязать истца указывать имена выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и контролирующих лиц, их место жительства, если таковым выступает юрлицо, зарегистрированное в государстве (территории), в котором не предусматривается раскрытие и предоставление информации о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.
Статья ст. 126 АПК РФ и ст. 132 ГПК РФ, содержащие перечни прикладываемых документов к иску, могут пополниться обязанностью указанных истцов-юрлиц предоставлять документы, подтверждающие факт бенефициарного владения и контроля в отношении юрлица со стороны выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и контролирующих лиц.
Предполагается также, что представление ответчиком таких документов станет необходимым при направлении отзыва на иск (ст. 131 АПК РФ), а в гражданском процессе судья сможет обязать ответчика представить их в порядке ст. 150 ГПК РФ. В случае принятия закона введение в действие новых требований планируется с 1 января 2021 года.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, национальное законодательство уже содержит ограничения правоспособности офшорных компаний в виде запретов:
- на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд (подп. 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
- на получение из бюджета субсидий, бюджетных инвестиций и государственных (муниципальных) гарантий (п. 15 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ);
- на совершение сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 2 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства").
Между тем, авторы законопроекта считают, что офшорные компании продолжают быть инструментом для злоупотреблений в целях искусственного создания добросовестного приобретателя или сокрытия незаконных манипуляций с долями и акциями и т. п. Ожидается, что предлагаемые законопроектом меры позволят закрепить в качестве дополнительного условия признания правоспособности офшорных компаний их регистрацию в ЕГРЮЛ с обязательным раскрытием информации об учредителях (участниках) и выгодоприобретателях. При этом документами, подтверждающими факт бенефициарного владения и контроля в отношении такого юрлица со стороны выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и контролирующих лиц, подлежащими представлению в суды, являются трастовый договор, трастовая декларация, договор на оказание номинальных услуг или другой аналогичный документ. Отмечается, что непредставление подтверждающих документов в суд может повлечь оставление искового заявления без движения, а при неустранении указанных судом недостатков – возврат иска и соответствующие неблагоприятные правовые последствия для таких лиц.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 858074-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.