Банк России намерен унифицировать порядок проведения проверок поднадзорных организаций
racorn / Depositphotos.com |
Регулятор подготовил проект Инструкции "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), проверок деятельности некредитных финансовых организаций (за исключением некредитных финансовых организаций, осуществляющих актуарную деятельность), инспекционных проверок не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, порядке надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в части проведения проверок, порядке участия служащих государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в проверках банков-участников системы страхования вкладов, негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, их правах и обязанностях" (далее – Инструкция). Документ направлен на независимую антикоррупционную экспертизу (она завершится 10 декабря).
Так, в проекте Инструкции1 определены:
- предмет проверок (оценка соблюдения поднадзорными лицами требований законодательства РФ в сфере регулирования их деятельности, надзор за соблюдением которого осуществляет Банк России, изданных в соответствии с ним нормативных актов Банка России, а также исполнения предписаний регулятора, проводимая на месте осуществления деятельности поднадзорных лиц);
- периодичность проведения плановых проверок (проверки проводятся не реже одного раза в три года в отношении: кредитных организаций, операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры, страховых организаций со стоимостью активов в течение полугода более 20 млрд руб., НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС, бюро кредитных историй, организаторов торговли, центрального и расчетных депозитариев, центрального контрагента и репозитариев, клиринговых организаций, СРО, объединяющих микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и т. п.);
- порядок обмена документами и информацией между Банком России и поднадзорными лицами (в форме электронных документов через личный кабинет участника информационного обмена или на материальном носителе в случаях технической невозможности обмена документами через личный кабинет).
Кроме того, установлены права и обязанности руководителя и членов рабочей группы, являющихся уполномоченными на проведение проверок представителями Банка России. В частности, им разрешено пользоваться как своими, так и предоставленными поднадзорным лицом техническими средствами, включая компьютеры, оргтехнику, телекоммуникационное оборудование, электронные носители информации, спецсредства, имеющие функции фото-, киносъемки, видео-, аудиозаписи, или средства фото-, киносъемки, видео-, аудиозаписи. Согласно проекту они также могут проводить в установленных случаях осмотр предмета залога и ознакомление с деятельностью заемщика – юрлица либо ИП проверяемой организации или залогодателя – юрлица или ИП, не являющегося заемщиком по ссуде (с выходом на место), предъявлять поднадзорному лицу требования о представлении документов и выполнении иных действий в целях оказания содействия в проведении проверки, снимать копии с документов, полученных от поднадзорного лица, и выносить их из помещений проверяемой организации для приобщения к материалам проверки и т. п.
В свою очередь, руководитель поднадзорного лица, а также поднадзорное лицо, являющееся ИП, вправе: получать от Банка России информацию об адресате Банка России, представить мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения требования, установленного в реестре требований, до его истечения, представить в Банк России возражения или замечания по акту проверки. При этом поднадзорное лицо обязано содействовать в проведении Банком России проверок (конкретизирован перечень действий, направленных на такое содействие). А в случае выявления фактов неисполнения или несвоевременного исполнения поднадзорным лицом возложенных на него обязанностей может быть составлен акт о воспрепятствовании проведению проверки (хотя последний не будет основанием для обязательного приостановления или прекращения проверки).
Вместе с тем, регламентирована процедура организации проверок. Она касается подписания должностными лицами Банка России поручения на проведение проверки, извещения поднадзорных лиц о проведении плановых проверок путем направления им предварительного уведомления, составления акта проверки. Также закреплен порядок оформления результатов проверок и прописано содержание каждой из частей акта проверки – вводной, аналитической и заключительной.
Отметим, в настоящее время действуют отдельные инструкции по проведению проверок для кредитных организаций (Инструкция Банка России от 5 декабря 2013 г. № 147-И), для некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций (Инструкция Банка России от 24 апреля 2014 г. № 151-И), для операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры (Инструкция Банка России от 21 декабря 2017 г. № 184-И). В них предусмотрены особенности проведения проверок в зависимости от вида поднадзорного лица, в том числе различается периодичность проведения проверок. Новая Инструкция призвана унифицировать порядок проведения проверок для рассматриваемых поднадзорных лиц – в случае ее одобрения она заменит действующие акты.
_____________________________
1 С текстом проекта Инструкции Банка России "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), проверок деятельности некредитных финансовых организаций (за исключением некредитных финансовых организаций, осуществляющих актуарную деятельность), инспекционных проверок не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, порядке надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в части проведения проверок, порядке участия служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в проверках банков-участников системы страхования вкладов, негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, их правах и обязанностях" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/12-19/00097783).