Новости и аналитика Новости За участие в картелях, возможно, усилят уголовное наказание

За участие в картелях, возможно, усилят уголовное наказание

За участие в картелях, возможно, усилят уголовное наказание
bernadg / Depositphotos.com

На рассмотрение нижней палаты парламента Правительством РФ внесен законопроект, который усиливает уголовную ответственность за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию. Сегодня уголовная ответственность за такое деяние предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса. Также предусматривается изменение в Уголовно-процессуальный кодекс.

Вносимые поправки1 направлены на совершенствование норм УК РФ в этой сфере и приведением их в соответствие с нормами специального антимонопольного законодательства. В этой связи в ст. 178 УК РФ предлагается к применению терминология, используемая в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Также планируется:

  • ввести отдельную ответственность для лиц, использующих свое положение в коммерческих и иных организациях, и для участников картелей, причинивших особо крупный ущерб или позволивших извлечь доход в особо крупном размере;
  • отдельно прописать ответственность для заключения картелей на торгах с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет;
  • внести положение о том, что лицо, которое первым признается в заключении картеля (участии в нем) и активно способствует раскрытию и (или) расследованию преступления – освобождается от уголовной ответственности, однако при этом от него не будет требоваться возмещения причиненного преступлением всего ущерба, а лишь в той части, в которой ущерб причинен именно им, если в действиях признавшегося не найдут состава иного преступления.

Кроме того, за заключение картеля (ч. 1 ст. 178 УК РФ) наказание в виде принудительных работ и лишения свободы предлагается увеличить с 3 до 4 лет. В случае принятия поправок в УК РФ и УПК РФ деяния, указанные в проектируемой норме уголовного закона (ч. 3 и ч. 4), будут подследственны Следственному комитету РФ.

Как следует из пояснительной записки, необходимость внесения таких изменений продиктована степенью общественной опасности от преступных действий картелей, которая недооценена. Сегодня в картелях часто наблюдается коррупциогенный фактор, когда чиновник и вступившая с ним в сговор компания заинтересованы в результатах торгов контракта по наиболее выгодной для этой компании цене. Антимонопольные органы ежегодно рассматривают несколько сотен дел о картелях с вынесением решений о привлечении к административной ответственности юридических лиц. При этом сумма административных штрафов достигает 3-х млрд руб., однако количество уголовных дел и приговоров по ст. 178 УК РФ исчисляется в единицах.

Разработчики законопроекта приводят статистику, согласно данным которой в I полугодии 2019 года ФАС России вынесла 120 решений о нарушении ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в 2018 – 315), возбуждено 815 дел (в 2018 году – 1861) по ст. 14.32 КоАП (ответственность за картели), при этом по ст. 178 УК РФ возбуждено органами МВД России – 16 дел (в 2018 году – 15) и всего 3 дела (в 2018 году – 2) направлено для разрешения в суд. В связи с чем наблюдается несоразмерность мер, принимаемых в административно-правовом порядке, в сравнении с уголовно-правовыми мерами. Отмечается, что отсутствие реальной уголовной ответственности приводит к продолжающейся преступной деятельности картелей, чем наносится ущерб государству.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 848246-7 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

С 19 ноября предприниматели могут подать жалобы онлайн на незаконные действия правоохранительных органов

Предприниматели могут подать жалобы через онлайн-сервис на незаконные действия правоохранительных органов

С 19 ноября начала работать онлайн-система разрешения вопросов давления на бизнес.

Госдума разъяснила основные положения антикоррупционного законодательства

Госдума разъяснила основные положения антикоррупционного законодательства

Пояснения касаются предмета и субъектов взятки, а также ответственности за ее дачу и получение.

Росфинмониторинг не предоставляет по запросам арбитражных управляющих сведения, ставшие ему известными при осуществлении своей деятельности

Росфинмониторинг не предоставляет по запросам арбитражных управляющих сведения, ставшие ему известными при осуществлении своей деятельности

Так как в соответствии с требованиями законодательства служба обязана обеспечить конфиденциальность ставшей ему известной информации.

"Повторяющиеся" участники закупок будут привлечены к административной ответственности, если контролирующие органы докажут сговор между ними

"Повторяющиеся" участники закупок будут привлечены к административной ответственности, если контролирующие органы докажут сговор между ними

Эксперты предложили механизмы выявления одних и тех же победителей при закупках с целью предотвращения нарушений законодательства.