Новости и аналитика Новости "Победе" запретили брать плату с клиентов за регистрацию на рейс в зарубежных аэропортах

"Победе" запретили брать плату с клиентов за регистрацию на рейс в зарубежных аэропортах

"Победе" запретили брать плату с клиентов за регистрацию на рейс в зарубежных аэропортах
galaktika_new / Depositphotos.com

Прокуратура города Москвы выиграла дело об оспаривании Правил перевозки лоукостера, которые устанавливали два способа регистрации на рейс (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 8 октября 2019 г. по делу № 33-39586/2019):

  • бесплатный, через интернет,
  • и платный (25 евро), за офлайн-регистрацию на стойке авиакомпании в аэропорту.

Прокурор обратил внимание суда, что спорное правило прямо противоречит п. 97 и п. 93 Федеральных авиационных правил № 82 (далее – ФАП-82): за услугу регистрации дополнительная плата с пассажира взиматься не должна.

Перевозчик же считал, что если убрать правило об альтернативном и действительно бесплатном способе регистрации на рейс, то авиакомпания будет вынуждена включать спорные 25 евро в цену каждого билета по умолчанию, даже для тех клиентов, которые предпочли бы сэкономить и зарегистрироваться онлайн.

Отметим, что суд первой инстанции поддержал перевозчика – дескать, у клиентов авиакомпании никто не отнимает возможность получить услугу бесплатно, в электронной форме, с выдачей электронного посадочного талона. Кроме того, спорные 25 евро идут на оплату услуг иностранных организаций, осуществляющих деятельность по регистрации пассажиров в аэропортах иностранных государств. А согласно абз. 5 п. 9 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утв. приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 № 155), таковая может включаться или же не включаться в пассажирский тариф.

Однако апелляционная инстанция рассуждала иначе:

  • во-первых, платная регистрация пассажиров прямо запрещена п.97 и п. 93 ФАП-82;
  • во-вторых, упомянутый абз. 5 п. 9 Правил формирования и применения тарифов относится к сборам иностранного государства. А в рассматриваемом случае спорная сумма является вовсе не сбором, а возмещением расходов авиакомпании в рамках гражданско-правовых отношений лоукостера с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории иностранных государств;
  • в-третьих, расходы авиаперевозчика на обслуживание пассажира и обработку его багажа в аэропортах должны включаться в пассажирский тариф по прямому указанию п. 7 названных Правил формирования и применения тарифов. В связи с этим, отметил суд, доводы лоукостера о том, что удовлетворение иска приведет к включению авиакомпанией платы за регистрацию пассажиров в общий пассажирский тариф и увеличению тарифов, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку подобные доводы ответчика не только не опровергают, а именно подтверждают названный иск прокурора, заявленный в интересах неопределенного круга лиц;
  • в-четвертых, возможность бесплатной онлайн-регистрации на рейс не должна быть правовым оправданием для взимания дополнительного сбора с тех пассажиров, которые предпочли регистрацию на стойках регистрации в аэропортах. Ведь ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

Расстроенный лоукостер заявил, согласно информации ряда СМИ, что из-за решения Мосгорсуда в конце октября повысит цены на билеты из-за рубежа. Но не на 25 евро, а на 40%. Одновременно он обратился в Минтранс России и попросил исключить из ФАП-82 обязанность авиакомпаний включать в тариф услугу регистрации клиентов в аэропорту.

Прокуратура тоже в долгу не осталась: она начала проверку авиакомпании 1 в связи с сообщениями о подорожании билетов. Если перевозчик повысит тариф неправомерно, – заявили в прокуратуре, – будут приняты необходимые меры реагирования.

_________________________

1 Подробнее об этом на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1716016/. 

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Чудеса на виражах, или Помогут ли "невозвратные" билеты снизить цену на авиаперевозки

Чудеса на виражах, или Помогут ли "невозвратные" билеты снизить цену на авиаперевозки

По оценке Министра транспорта РФ Максима Соколова, средний тариф экономкласса по внутрирегиональным авиалиниям туда и обратно у нас составляет 23,2 тыс. руб., что эквивалентно среднемесячной заработной плате. За рубежом размер стоимости перевозки на борту региональной авиакомпании туда и обратно не превышает 5% среднемесячной заработной платы населения. О том, позволят ли предлагаемые в Воздушный кодекс РФ поправки о введении "невозвратных" авиабилетов снизить цену на воздушные перевозки, какие факторы влияют на ценообразование на российском авиарынке и каким образом сегодня можно сэкономить на перелете, читайте в нашем материале.

Минфин России разъяснил, как подтвердить расходы на проезд в командировку, если посадочный талон электронный

Минфин России разъяснил, как подтвердить расходы на проезд в командировку, если посадочный талон электронный

Финансисты ответили, что организация в том числе вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.

Правительство РФ может получить новые полномочия по регулированию безопасности полетов

Правительство РФ может получить новые полномочия по регулированию правил безопасности полетов

Они касаются утверждения программ по безопасности полетов в гражданской авиации, по авиационной безопасности в гражданской авиации и по упрощению формальностей при международных воздушных перевозках.

Ростуризм и Росавиация будут следить за своевременным отправлением чартерных рейсов

Ростуризм и Росавиация будут следить за своевременным отправлением чартерных рейсов

Соответствующий мониторинг планируется осуществлять в ежедневном режиме.