Роспотребнадзор выпустил очередные рекомендации по подготовке к новому учебному году
venimo / Depositphotos.com |
Они касаются вопросов распределения образовательной нагрузки и выбора школьной формы.
Так, эксперты указывают на необходимость равномерного распределения нагрузки для учащихся. Образовательная недельная нагрузка зависит от класса – от 21 академического часа для 1 класса до 37 академических часов для 10-11 классов (без учета времени на выполнение домашнего задания). При этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня не должен превышать четырех уроков для обучающихся 1 классов, пяти уроков – для 2-4 классов, шести уроков – для 5-6 классов и семи уроков – для 7-11 классов.
При составлении расписания уроков следует учитывать дневную и недельную умственную работоспособность учеников, а также трудность предметов. Целесообразно чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Наиболее трудные предметы для обучающихся 1 классов должны приходиться на 2 урок, для 2-4 классов – на 2-3 уроки, для остальных – на 2-4 уроки. "Кроме того, четверг и пятница должны быть облегченными для предупреждения переутомления", – отмечается в сообщении.
Что касается работы за компьютером, то Роспотребнадзор напоминает нормы продолжительности непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках. Для учащихся 1-2 классов – это не более 20 минут, для 3-4 классов – 25 минут, для 5-6 классов – 30 минут, для 7-11 классов – 35 минут. Похожие правила актуальны для использования интерактивных досок на уроках. Суммарная продолжительность их использования в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока.
Относительно школьной формы специалисты обращают внимание на то, что она должна быть изготовлена из натурального и воздухопроницаемого материала, устойчивого к потере цвета и обеспечивающего достаточную вентиляцию пододежного пространства. При выборе формы не лишним будет проверить ее соответствие биологическим и химическим требованиям – гигроскопичности (поглощение водяных паров) и воздухопроницаемости ткани, устойчивости к потере цвета при воздействии влаги, стирке и сухом трении. "Несоответствие детской одежды вышеперечисленным требованиям может привести к простудным заболеваниям, а иногда и к проблемам с кожей", – предостерегает Роспотребнадзор.
В свою очередь, Росстандарт на своем официальном сайте дополнительно напомнил о требованиях к оборудованию рабочего места ученика, включая требования к освещению рабочей поверхности и школьным партам. В частности, рекомендуется учить уроки при дневном свете, но не без персональной лампы (подойдет лампа накаливания с желтым светом, а не галогеновая, энергосберегающая с белым светом или люминесцентная). Наиболее подходящей считается настольная лампа из ударопрочного материала, с абажуром и возможностью изменения угла наклона. "Так, на рабочих столах уровень освещенности составляет 300-500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300-500 лк, на классной доске – 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк".
Затронули эксперты и требования к школьным партам, которые должны быть обеспечены регулятором наклона рабочей поверхности (7-15 градусов во время обучения письму и чтению). Высота края стола и пространства для ног должна соответствовать росту ученика в обуви – например, для школьника ростом 100-150 см подойдет парта с высотой крышки края стола над полом – 46 см (ГОСТ 11015-93) и высотой переднего края сиденья – 26 см (ГОСТ 11016-93). В целом мебель для учебы должна быть изготовлена из безвредных материалов, соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
В памятке, разработанной ЦСМ Росстандарта в Сибирском федеральном округе, содержатся также рекомендации по выбору школьной формы, детской обуви и рюкзака.