В Лесном кодексе могут прописать запрет на прекращение или приостановку работ по тушению лесного пожара
Mironovfoto / Depositphotos.com |
Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов во главе с Сергеем Мироновым, внесен в Госдуму. Он предусматривает включение в ст. 53.4 Лесного кодекса нормы, запрещающей прекращение или приостановку работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров, в т. ч. при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях превышения предполагаемых затрат на тушение лесного пожара над прогнозируемым ущербом, который может быть им причинен.
По действующим Правилам тушения лесных пожаров, утв. приказом Минприроды России от 8 июля 2014 г. № 313, прекращение или приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров допускается при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики при превышении затрат над ущербом. Это возможно на основании решения специальной Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа власти субъекта РФ (п 8.1 указанного приказа).
Авторы инициативы1 считают, что такая норма позволяет региональным властям игнорировать очаги возгорания в зонах контроля лесных пожаров. "Но только чиновники регулярно ошибаются в своих расчетах. По официальным данным, ущерб от лесных пожаров за прошлый год составил 15 млрд руб. По экспертным оценкам, сумма втрое выше. При своевременном тушении этих потерь можно было избежать", – считает Сергей Миронов. Он уверен, что закрепление в кодексе прямого запрета приведет к уменьшению бюджетных расходов, так как "предотвращать пожары проще и дешевле, нежели ликвидировать последствия, восстанавливать миллионы гектаров леса и выплачивать компенсации пострадавшим".
Кроме того, вчера Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал перечень поручений по итогам совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа. В их числе – подготовка предложений по:
- выделению МЧС России, Минобороны России и субъектам РФ средств резервного фонда Правительства РФ для покрытия расходов на тушение лесных пожаров;
- совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов лесной охраны, в т. ч. установления зон контроля лесных пожаров;
- созданию специализированного лесопожарного центра для мониторинга, профилактики и принятия оперативных мер по тушению пожаров;
- увеличению численности государственных лесных инспекторов до нормативного уровня;
- усилению научного и кадрового обеспечения деятельности по лесной охране;
- повышению эффективности борьбы с лесными пожарами, обеспечению пожарной безопасности в лесах, уточнению полномочий региональных властей в данных вопросах, финансовому обеспечению их деятельности и т. д.
Отдельные рекомендации даны высшим должностным лицам и органам исполнительной власти субъектов РФ. Они касаются, в частности, обеспечения оперативного информирования населения, экспертного и экологического сообществ об угрозе лесных пожаров, их последствиях и о принимаемых мерах по тушению в течение всего пожароопасного сезона.
В свою очередь, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и МВД России поручено провести проверки на предмет выявления намеренного создания лесных пожаров в целях сокрытия незаконной заготовки древесины. А МЧС России и Рослесхозу совместно с региональными и местными властями и организациями-лесопользователями – обеспечить контроль за соблюдением пожарной безопасности и наличием необходимой специализованной лесопожарной техники возле населенных пунктов.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 766522-7 "О внесении изменения в статью 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.