Новости и аналитика Новости Лицензия на дезинфектологию "снова" необязательна для внемедицинской дезинфекции?

Лицензия на дезинфектологию "снова" необязательна для внемедицинской дезинфекции?

Лицензия на дезинфектологию "снова" необязательна для внемедицинской дезинфекции?
shalunx13 / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации неожиданно пришел к выводу, что при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи нет необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии (Постановление ВС РФ от 29 апреля 2019 г. № 46-АД19-1).

Напомним, что вопрос о необходимости медлицензии для любых организаций (ИП), предоставляющих в РФ услуги по дезинфекции, уже много лет является камнем преткновения: ФАС России, а вслед за ней и Минздрав России считают, что медлицензия нужна только тем, кто занимается дезинфектологией в рамках медицинской деятельности, а Роспотребнадзор считает, что медлицензия и сотрудники с медицинским образованием нужны всем фирмам-дезинфекторам без исключения.

Казалось, что точку в ведомственной перепалке поставил ВС РФ (в лице Коллегии по экономическим спорам) – зимой прошлого года он пришел к выводу об обязательности медлицезии, потому что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы, если они не выполняются по отношению к пациенту, – хотя и не являются медицинским вмешательством, – однако включены в понятие "медицинская деятельность" в качестве санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (мы подробно писали об этом ранее). Само Определение ВС РФ казалось прецедентом, который подтолкнет судебную практику к единообразию.

Правда, и после этого исторического события Минздрав России дерзнул высказать строго противоположное мнение.

И вот теперь с мнением судей Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ не считаются даже их коллеги, разбирающие жалобы по делам об административных правонарушениях, рассмотренным в судах общей юрисдикции: отменен штраф и прекращено дело по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (деятельность без лицензии) в отношении директора МУП. Этот МУП занимался дератизацией местных муниципальных школ, а лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, разумеется, не располагал.

Штраф был признан законным судами всех уровней – от мирового до областного, а сами судебные решения по делу пестрят ссылками на упомянутое выше Определение ВС РФ. Любопытно, что защитник директора МУП требовал не учитывать данное Определение, поскольку оно противоречит позиции ФАС РФ и Минздрава РФ. Еще один козырь защиты – это некое письмо Генеральной прокуратуры РФ, которая тоже выступила с критикой позиции ВС РФ.

И хотя в районном и областном суде эти аргументы не произвели впечатления, ВС РФ штраф отменил, а дело прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления:

  • исходя из Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи, утв. приказом Минздрава России от 11 марта 2013 г. № 121н, работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинскойпомощи, при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении;
  • буквальное толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет признать, что лицензированию в качестве медицинской деятельности подлежат работы (услуги) по дезинфектологии, выполняемые в рамках оказания медицинской помощи;
  • следовательно, при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях