Новости и аналитика Новости В целях защиты прав потребителей могут усилить ответственность производителей путем дополнения УК РФ

В целях защиты прав потребителей могут усилить ответственность производителей путем дополнения УК РФ

В целях защиты прав потребителей могут усилить ответственность производителей путем дополнения УК РФ
adriaticphoto / Depositphotos.com

Актуальными направлениями совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав потребителей являются среди прочего:

  • усиление ответственности за реализацию фальсифицированной продукции;
  • интенсификация контроля за общественным питанием, в том числе детскимшколах, детсадах и т. п.);
  • расширение полномочий госорганов и общественных объединений по поддержке и защите потребителей.

На это указал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель Центрального совета Объединения потребителей России и руководитель профильной временной рабочей группы при комитете Совета Федерации Вячеслав Тимченко на ее заседании.

В рамках работы по указанным направлениям разработаны и уже внесены в Госдуму некоторые законопроекты. Так, проектом "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" предполагается дополнить главу 21 Уголовного кодекса ст. 159.7 о мошенничестве, связанном с нарушением технических регламентов. Речь идет о хищении денежных средств производителем путем представления покупателю заведомо ложных и (или) недостоверных сведений о соответствии продукции обязательным требованиям с целью получения необоснованной коммерческой выгоды в особо крупном размере, то есть в сумме 1 млн руб. или более. Наказаниями за такое преступление согласно документу могут стать штраф в размере до 120 тыс. руб. или заработной платы (иного дохода) за период до одного года, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на период до одного года, ограничение свободы или принудительные работы на срок до двух лет либо арест – до четырех месяцев. А за это же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, планируется установить ответственность вплоть до лишения свободы сроком до четырех лет. Данный законопроект сенатор представил в нижнюю палату парламента 13 февраля текущего года1. А 12 февраля Вячеслав Тимченко внес в Госдуму проект закона об административной ответственности изготовителей за нарушение требований техрегламентов, о чем ГАРАНТ.РУ писал ранее.

Кроме того, 12 февраля текущего года на встрече членов верхней палаты парламента с Председателем Правительства РФ, по словам Вячеслава Тимченко, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула важность законодательного урегулирования вопросов качества детской пищевой продукции. Советом Федерации разработан соответствующий законопроект о детском питании, который готовится к внесению в нижнюю палату Федерального Собрания. Председатель Совета-директор Молочного союза России Людмила Маницкая считает, что проблему контроля за качеством пищевой продукции, в том числе детской, можно снять с помощью электронной сертификации, позволяющей обеспечить "тотальную прослеживаемость" в отношении продуктов.

Национальная система защиты прав потребителей, по мнению председателя Объединения потребителей России Алексея Корягина, должна представлять собой единство деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений. Только в этом случае она будет эффективной.

Освобождает ли сбой в работе программно-технического обеспечения, применяемого кредитной организацией, ее от ответственности перед клиентом за ненадлежащее предоставление услуги? Узнайте ответ в "Энциклопедии судебной практики. Закон о защите прав потребителей" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Общественные объединения потребителей вправе согласно подп. 3 п. 2 ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – закон о защите прав потребителей) осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей. При этом они могут направлять в Роспотребнадзор и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений потребительских прав для проведения соответствующих проверок и принятия необходимых мер по пресечению таких нарушений, а также участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений в связи с обращениями потребителей. Однако текущая редакция нормы, по словам эксперта, препятствует реализации общественными объединениями своих прав, поскольку Роспотребнадзор, например, основываясь на ней, исходит из того, что объединения могут обращаться в обозначенные органы только при наличии соответствующих жалоб потребителей. Алексей Корягин считает, что оговорку о необходимости наличия обращений потребителей из нормы следует исключить. Кроме того, по его мнению, нужно дополнить подп. 3 п. 2 ст. 45 закона о защите прав потребителей указанием на возможность направления общественными объединениями в уполномоченные органы не только информации о фактах нарушений прав потребителей, но и об угрозах таких нарушений.

Еще одна поправка, предлагаемая Объединением потребителей России, касается оснований для проведения внеплановых проверок предпринимателей. Согласно позиции объединения нужно подп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" дополнить положением о том, что основанием для проведения Роспотребнадзором проверки могут служить не только нарушения прав потребителей, о которых сообщают граждане, безуспешно обращавшиеся ранее к нарушившему их права предпринимателю, но и о которых информируют ведомство общественные объединения, выступающие в защиту прав потребителей при аналогичном условии предварительного обращения к предпринимателю.

______________________________

1 С текстом законопроекта "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме: