Эксперты ищут терминологическую базу для регулирования криптовалютных систем
stevanovicigor / Depositphotos.com |
Анонимность пользователей позволяет криптовалюте быть аналогом офшоров, так как при обращении с ней пользователь испытывает низкие транзакционные издержки. При этом отсутствуют финансовые посредники в виде банков, что не позволяет налоговым органам иметь доступ к информации о движении денежных средств, полученных при реализации криптовалюты.
"Использование в коммерческих целях различных видов криптовалюты является предпринимательской деятельностью, которая приносит доход и подлежит налогообложению", – считает партнер юридической компании Taxology Михаил Успенский в ходе круглого стола, прошедшего в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Напомним, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса). Эксперт отметил, что криптовалюта носит платежную функцию и не имеет центральных операторов, соответственно, ее нельзя отнести к вещам, а следует учитывать в законодательстве как имущественное право по смыслу ст. 128 Гражданского кодекса.
"Необходимо в первую очередь квалифицировать объекты, которые мы пытаемся в дальнейшем оценить с позиции налоговых последствий", – подчеркивает Георгий Пчелинцев, партнер практики интеллектуальной собственности, информационных технологий и телекоммуникаций офиса Dentos в Санкт-Петербурге. По его мнению, основная проблема заключается в том, что перед тем, как вводить нормы о налогообложении, необходимо определить объект налогообложения. Эксперт считает, что если отнести криптовалюту к тому или иному объекту гражданского права, например, имущественному праву или валютной ценности, то правовые налоговые последствия для пользователей криптовалюты будут принципиально разными. В качестве примера можно привести постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 г. № 09АП-16416/18 (далее – Постановление). Суд первой инстанции решил, что криптовалюта не относится к объектам гражданских прав и находится вне правового поля на территории РФ. Но суд апелляционной инстанции указал, что ст. 128 ГК РФ не содержит закрытый перечень объектов гражданских прав, следовательно, криптовалюта может быть расценена как иное имущество. При этом суд при вынесении решения принял во внимание находящийся в стадии рассмотрения законопроект "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации", предусматривающий определение базового понятия "цифровое право"1. Таким образом, Постановление является попыткой вписать криптовалюту в ст. 128 ГК РФ. При этом важно отметить, что Банк России криптовалюту относит к денежным суррогатам, выпуск которых запрещен в РФ (ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
"Есть два принципиальных вопроса к криптовалюте: является ли она объектом абсолютных прав или это объект относительных правоотношений, и может ли она обращаться в качестве средства платежа", – отмечает Георгий Пчелинцев. В случае признания криптовалюты объектом абсолютных правоотношений будет применена система налогообложения как к объекту права собственности, и это приведет к обязательной уплате налогов. Однако особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с биткоинами не установлен (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 октября 2017 г. № 03-04-05/66994). При этом физические лица, получающие вознаграждения на основе гражданско-правового договора, самостоятельно представляют налоговую декларацию и исчисляют суммы налога (подп. 1 п. 1 и п. 2, п. 3 ст. 228 Налогового кодекса). Таким образом, пока действуют общие правила уплаты налогов с продажи имущества – 13% для резидентов (п. 1 ст. 224 НК РФ) и 30% для нерезидентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).
На данный момент средством платежа является только рубль (ст. 75 Конституции РФ). Тем не менее, по мнению ФНС России, операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг), являются валютными операциями, которые должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках (письмо ФНС России от 3 октября 2016 г. № ОА-18-17/1027). Следовательно, налогообложение должно осуществляться при валютных операциях, то есть необходимо уплачивать в бюджет 13% с полученного дохода.
Проблему отнесения криптовалюты к средству платежа эксперты предлагают разрешить с помощью приравнивания майнинга к предпринимательской деятельности, а цифрового финансового актива (токены и криптовалюты) к имуществу – соответствующий законопроект "О цифровых финансовых активах" принят в мае этого года в первом чтении2.В нем закрепили новый вид договора – смарт-контракт, которые заключается в электронной форме. Исполнение обязательств по нему осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий. Следует особо подчеркнуть, что операторами обмена токенов на рубли или иностранную валюту могут быть только юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие виды деятельности, основанные на ст. 3-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" или являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ "Об организованных торгах". Закрепленные в законопроекте определения устанавливают, что токены одного вида могут выпущены только одним юридическим лицом или ИП, а криптовалюта – множеством эмитентов, это является различием между ними. При этом законопроектом прямо устанавливается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.
Эксперты пришли к выводу, что пока не будет принят механизм регулирования криптовалютных систем, налоговые органы не смогут достоверно оценить весь объем доходов юридических и физических лиц, а также ИП, получаемый в Интернете. По их мнению, проблема налогообложения криптовалюты связана с отсутствием ее правового статуса и возможности выпускать ее наряду с национальной валютой. На сегодняшний день неясны налоговые последствия для физических лиц, осуществляющих платежи между собой посредством криптовалюты и не уплачивающих НДФЛ с полученных доходов. Они подчеркивают, что государство заинтересовано в регулировании криптовалюты, так как юридические лица, физические лица и ИП получают доход, который может стать объектом налогообложения и приносить существенные налоговые поступления в бюджет.
______________________________
1 С текстом законопроекта № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 419059-7 "О цифровых финансовых активах" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.