В ходе осенней сессии будут приняты законопроекты об упрощении процедуры эмиссии ценных бумаг и увеличении предельного размера выдаваемых предпринимателям микрозаймов
pogonici / Depositphotos.com |
В настоящее время на рассмотрении Комитета Госдумы по финансовому рынку находятся 57 законопроектов, еще по 44 проектам он является комитетом-соисполнителем. Первое в рамках начавшейся осенней сессии нижней палаты парламента заседание комитета, посвященное, в частности, утверждению программы законопроектной работы на текущую сессию, состоялось сегодня. Особое внимание, как отметил вчера на своей пресс-конференции глава комитета Анатолий Аксаков, будет уделяться совершенствованию законодательного регулирования следующих финансовых отношений.
Кредитование и микрофинансирование. Во-первых, планируется принять во втором и третьем чтениях законопроект1, ограничивающий максимальный размер процентов, неустойки и иных платежей, которые не входят в сумму основного долга по потребительскому кредиту, выданному на срок не более года, полуторным размером самого кредита. Положением о запрете на применение к заемщику мер ответственности по договору потребительского кредита (займа) до полного исполнения обязательств по нему в случае, когда общий размер не входящих в тело кредита платежей в полтора раза превышает сумму кредита, планируется дополнить ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". Рассмотрение данного законопроекта, принятого в первом чтении еще 8 ноября прошлого года, затянулось, по словам Анатолия Аксакова, в связи с необходимостью согласования позиций по данному вопросу с Правительством РФ и Банком России. Сейчас предлагаемая разница между суммой кредита и размером допустимых к начислению платежей согласована.
Какие проценты по микрозаймам суды признают сверхвысокими, узнайте из Энциклопедии судебной практики системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступТакже в ближайшее время может быть принят законопроект2 об увеличении максимального размера микрозаймов, предоставляемых предпринимателям микрофинансовыми организациями (п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"), с 3 до 5 млн руб. (первое чтение состоялось 3 апреля). Этим же проектом предусматривается расширение полномочий Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства по финансированию организаций, оказывающих финансовую поддержку субъектам МСП (п. 9 ч. 4 ст. 25.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ), а именно: предоставление возможности финансировать региональные гарантийные организации.
Еще один важный законопроект3 касается участия АСВ в принятии решений на собраниях кредиторов банков. Как отмечается в сопроводительных материалах к документу, в настоящее время во многих делах о банкротстве кредитных организаций АСВ осуществляет полномочия конкурсного управляющего (п. 5 ст. 180 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве); далее – закон о банкротстве), имеет право на первоочередное удовлетворение требований по договорам банковского вклада и банковского счета, перешедших к нему в результате выплаты возмещений по вкладам (подп. 3 п. 3 ст. 189.92 закона о банкротстве), а также, являясь крупнейшим кредитором банка, оказывает непосредственное влияние на ход ликвидационных процедур путем голосования на собраниях кредиторов (п. 3 ст. 189.82 закона о банкротстве). Законопроектом предлагается исключить право АСВ на участие в качестве кредитора в принятии решений комитетами кредиторов, что, по задумке разработчиков проекта, позволит решить проблему конфликта интересов, вызванную совмещением АСВ функций конкурсного управляющего банком и его кредитора. Как отметил Анатолий Аксаков, данная инициатива расширяет возможности других кредиторов при принятии решений о распоряжении конкурсной массой, сформированной в результате отзыва лицензии у кредитной организации.
Ценные бумаги. Еще в 2015 году Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ совместно с Банком России подготовить предложения об упрощении процедуры и сокращении сроков эмиссии долговых ценных бумаг (подп. 20 п. 1 перечня поручений от 8 декабря 2015 г. № Пр-2508). В начале текущего года законопроект4, разработанный во исполнение этого поручения, был принят в первом чтении, рассмотрение проекта во втором чтении запланировано на октябрь. Документ предполагает внесение в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" масштабных поправок, направленных, в частности, на исключение дублирования сведений в разных составляемых при эмиссии ценных бумаг документах, отказ от деления эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные и необходимости выпуска сертификатов ценных бумаг, обеспечение возможности представления в Банк России или регистрирующую организацию ряда документов, необходимых при эмиссии ценных бумаг, и информации о внесении в них изменений в электронном виде. Анатолий Аксаков полагает, что упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг, в том числе долговых, откроет многим организациям доступ к иным, помимо банковского, источникам финансирования.
Цифровые финансовые активы. Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу для Комитета Госдумы по финансовому рынку является разработка норм, регулирующих возникающие при создании и обращении цифровых финансовых активов отношения. Напомним, законопроект, дающий определение таким понятиям, как цифровой финансовый актив, цифровая запись, распределенный реестр цифровых транзакций, смарт-контракт и др., законопроект о дополнении Гражданского кодекса положениями о цифровых правах и законопроект об инвестиционных платформах – перечисленные проекты объединены в один пакет5 – уже находятся на рассмотрении Госдумы (22 мая приняты в первом чтении). Однако, как сообщил Анатолий Аксаков, тексты проектов существенно доработаны. Например, было решено отказаться от упоминания в законодательстве каких-то конкретных названий видов цифровых активов (криптовалюта, токен и т. д.) – все новые цифровые активы определяются как цифровые права, пояснил депутат. Особое внимание, по его словам, предлагается уделить защите приобретателей цифровых прав – они должны получить доступ к распределенным реестрам, в которых эти права зафиксированы, и возможности обращения взыскания на такие права. Также предполагается определить особенности приобретения цифровых прав инвесторами, вкладывающими средства в проекты через инвестиционные платформы, и ограничить конкретной суммой максимальный размер всех инвестиций одного лица, вносимых таким способом в течение года, для непрофессиональных инвесторов. Доработанные версии законопроектов планируется до конца месяца обсудить с профессиональным сообществом и уже в октябре представить в Госдуму, отметил Анатолий Аксаков. Кстати, в ходе осенней сессии, по его словам, должны быть также определены критерии отнесения инвесторов к одной из трех категорий: профессиональные инвесторы, непрофессиональные инвесторы и профессиональные участники рынка.
Платежная система. Ведется сейчас работа и по корректировке законопроекта6, предусматривающего возможность оплаты национальными платежными картами покупок в любом интернет-магазине, сообщил депутат. По действующему законодательству обязанность по обеспечению возможности оплаты товаров, работ или услуг национальными платежными картами, то есть картой "Мир", распространяется на продавцов, выручка которых за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб. (п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"). Указанным законопроектом предлагается распространить эту обязанность на все интернет-магазины вне зависимости от объема выручки. Однако правительство дало отрицательное заключение на проект, указав, что в нем не уточняется, должно ли данное требование распространяться и на зарубежных интернет-продавцов, а также не определяется способ исполнения этой обязанности (то есть должен ли продавец обеспечить возможность дистанционной оплаты картой или речь идет об оплате с использованием POS-терминала при получении товара покупателем). Кроме того, по мнению правительства, такое требование предполагает чрезмерную нагрузку на продавцов, реализующих товары через Интернет, по сравнению с их конкурентами, ведущими розничную торговлю иными способами, а значит является дискриминационным. Не исключено, что при доработке законопроекта в нем появится положение об обязанности соответствующих хозяйственных субъектов обеспечить возможность оплаты покупки не только картой "Мир", но и картами других платежных систем, отметил Анатолий Аксаков. Кроме того, в ходе работы над проектом предлагается обсудить перспективу поэтапного снижения величины годового оборота, от которого зависит необходимость исполнения соответствующего требования, до 5 млн руб. для всех продавцов.
______________________________
1 С текстом законопроекта № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 371833-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 С текстом законопроекта № 441842-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
4 С текстом законопроекта № 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
5 Законопроект № 419059-7 "О цифровых финансовых активах", законопроект № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" и законопроект № 419090-7 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ" соответственно.
6 С текстом законопроекта № 346659-7 "О внесении изменения в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.