Запрет акционеру пользоваться акциями не ограничивает его право требовать проведения общего собрания акционеров
belchonock / Depositphotos.com |
В ходе предварительного расследования в качестве обеспечительной меры районный суд запретил Компании пользоваться (в том числе голосовать) принадлежащими ей акциями АО (обзор судебной практики применения законодательства о юридических лицах, утв. Президиумом АС Северо-Кавказского округа 6 июля 2018 г.).
Акционерное общество в установленный срок не провело общее годовое собрание акционеров, в связи с чем Компания обратилась в суд с иском о понуждении общества к его проведению. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении иска было отказано. Суды мотивировали свои решения тем, что в отношении акций, принадлежащих Компании, приняты обеспечительные меры, которые препятствуют удовлетворению иска.
Суд округа отменил данные судебные акты, указав, что запрет на пользование (в том числе голосование) акциями не может быть расценен как запрет на осуществление права требования проведения общего собрания акционеров и на обращение в суд с требованием о понуждении общества провести общее собрание в случаях, предусмотренных в законе.
Согласно п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 июля 2003 г. № 72 голосующие акции, принадлежащие акционеру, которому суд запретил голосовать этими акциями на общем собрании акционеров по одному из вопросов повестки дня, должны учитываться при определении кворума для принятия решения по соответствующему вопросу.
По смыслу изложенного разъяснения следует, что запрет на голосование акциями не изменяет их правовую природу как голосующих, таким образом, Компания не может быть ограничена в заявленном по иску праве со ссылкой на указанные обеспечительные меры.