Миграционная политика: динамика и последствия миграции, проблемы гражданства и правоприменения
Free2014 / Depositphotos.com |
Россия по итогам 2017 года заняла третье место, после США и Германии, по численности мигрантов. По данным МВД России, количество мигрантов в нашей стране достигает сейчас более 10 млн человек, при этом 2,6 млн из них находятся на территории государства нелегально. Об этом сообщил первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями, член ОП Свердловской области, председатель Президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий в ходе проведения круглого стола в ОП РФ на тему миграции.
Эксперт указал на то, что при рассмотрении регулирования миграционных процессов необходимо иметь в виду следующие аспекты:
- внешняя безопасность страны – этот пункт связан прежде всего с противодействием терроризму;
- внутренняя безопасность государства – нужно учитывать риски возникновения внутри страны социальных конфликтов на почве национальных или, например, религиозных разногласий;
- экономическая составляющая – мигранты и вывозят средства из страны, и приносят государству существенный доход;
- культурный пласт – необходимо поддерживать мультикультурное равновесие в стране;
- духовно-нравственный аспект – нужно создавать условия для адаптации мигрантов в новой социальной, в том числе духовно-нравственной среде;
- функционирование института гражданства – речь идет прежде всего о вопросах его приобретения мигрантами;
- взаимодействие госаппарата с отдельными мигрантами.
По словам Владимира Винницкого, ужесточение время от времени миграционного законодательства в России оправдано, о чем свидетельствуют и статистические данные. Так, доля нелегальных мигрантов от их общего числа в 2015-2016 годах составляла от 33 до 36%, а в 2017 году показатели снизились до 23-25%. В 2017 году сотрудники полиции выявили порядка 1,7 млн административных правонарушений в сфере миграции. Суды вынесли свыше 93 тыс. решений об административном выдворении, при этом в каждом втором случае – в принудительном порядке (ст. 3.10 КоАП). В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 "Об обеспечении межнационального согласия" полицейские в прошлом году задержали около 2,8 тыс. иностранных граждан, преимущественно из стран СНГ, за участие в этнических конфликтах.
Главный эксперт-специалист отдела анализа информационно-аналитического управления Главного управления по вопросам миграции МВД России Александр Пережогин сообщил, что МВД России готовит сейчас обновленный проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации взамен действующей сейчас концепции на период до 2025 года. Разработка нового документа связана преимущественно с необходимость актуализации целей концепции и уточнения ее основополагающих принципов. Так, в перечень ключевых принципов миграционной политики планируют включить защиту национальных интересов и обеспечение безопасности России, защиту интересов граждан России, поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в обществе.
Какие документы нужны для получения вида на жительство? Узнайте ответ в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступЭксперт также поделился статистическими данными. Так, говоря о динамике миграционных процессов, он указал, что за период в первые шесть месяцев 2017 года в Россию въехало 9,7 млн иностранцев и выехало 7,5 млн, а за первые полгода 2018 года соответствующие показатели составили 9,1 и 7, 3 млн. Из 10 млн находящихся в России иностранцев около 85% – граждане стран СНГ. По последним данным, в 2018 году в России около 536,8 тыс. иностранцев проживают на основании разрешений на временное проживание и около 605 тыс. – на основании видов на жительство.
Руководитель рабочей группы ОП РФ по вопросам миграции и этнокультурной адаптации мигрантов Максим Григорьев обратил особое внимание на вопросы "трудовой" миграции. По его мнению, несмотря на очевидные выгоды для бизнеса от потока мигрантов, необходимо производить замещение кадров на национальные в сферах услуг и розничной торговли, тем более, если будет проведена реформа о повышении пенсионного возраста. Такие изменения пенсионного законодательства повлекут за собой увеличение числа трудоспособного населения за счет старшего поколения.
Председатель комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин отметил некоторые проблемные аспекты миграции с точки зрения приезжающих иностранных граждан. Он указал, например, на проблему социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов и сообщил о подготовке соответствующего проекта федерального закона, который был разработан ФАДН России в мае 2017 года во исполнение поручения Президента РФ. Проектом предусматриваются внедрение в российское законодательство понятий "социальной и культурной адаптации" и "интеграции" иностранцев, определение перечня мер, направленных на это. Проектом устанавливается возможность участия НКО в социальной и культурной адаптации и интеграции иностранцев. Такие организации смогут создавать специальные центры адаптации и интеграции и проводить для иностранцев домиграционную подготовку (например, обучать языку). Сейчас проводится общественное обсуждение этого проекта. Эксперт предложил в начале осени провести по этому поводу в ОП РФ нулевые чтения.
Кроме того, Иосиф Дискин обозначил проблему приобретения российского гражданства высококвалифицированными специалистами в области оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК). Она заключается в том, что для трудоустройства таких специалистов на предприятия ОПК, как правило, требуется оформление допуска к гостайне, однако получить его иностранным гражданам очень трудно (п. 6-7 Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003). В большинстве случаев для этого нужно стать гражданами РФ. При этом процедура приобретения гражданства РФ такими специалистами, хотя и производится в упрощенном порядке, занимает достаточное количество времени. Между тем, потребность в привлечении на работу в ОПК таких сотрудников может быть острой, особенно с учетом того, что их готовы принять на работу и в других странах (Иран, Китай), где уровень заработной платы для них выше, чем в России.
Однако заместитель начальника управления по вопросам гражданства Главного управления по вопросам миграции МВД России Ольга Сокольцова считает еще большее упрощение получения гражданства РФ нецелесообразным, за исключением упрощения процедуры в отношении некоторых конкретных категорий иностранцев. Например, она рассказала, что планируется упростить процедуру для лиц, окончивших с отличием российские вузы, и отменить экзамен по русскому языку для желающих получить гражданство РФ выходцев из Украины и Белоруссии. Она подчеркнула также, что для высококвалифицированных специалистов и так предусмотрен прием в гражданство РФ в упрощенном порядке (п. "и" ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", далее – Закон о гражданстве), и пояснила, что ускорить процедуру именно приобретения гражданства такими лицами будет проблематично, поскольку для этого требуется их выход из гражданства иностранного государства, что в свою очередь осуществляется по внутренним законам такого государства. Эксперт указала на то, что в большинстве случаев высококвалифицированные специалисты могут осуществлять трудовую деятельность в РФ и до приобретения статуса гражданина России (ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Напомним, что перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержден приказом Минтруда России от 13 июля 2015 г. № 446н.
Начальник отдела организации контроля за пребыванием иностранных граждан Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области Константин Павлов рассказал о других насущных проблемах правоприменения. Он указал на то, что сотрудники органов внутренних дел и судьи часто оказываются неспособными разрешить ситуацию справедливо, оставаясь при этом в строгих рамках закона. По его мнению, некоторые нормы миграционного законодательства нуждаются в корректировке. Эксперт отметил, что, если у иностранца есть разрешение на работу в Москве, а он выполнил какую-либо работу (например, покрасил забор) на территории Московской области, то он уже является нарушителем закона и суд обязан его выдворить за пределы России, поскольку ч. 1-2 ст. 18.10 КоАП РФ не предусматривается возможность по усмотрению судьи наложить штраф (пусть и в повышенном размере) без выдворения. Между тем никаких специальных знаков разграничения территорий между субъектами РФ, что особенно актуально для Москвы и Московской области, не установлено, поэтому мигрант может нарушить закон, даже не подозревая об этом и не желая этого. Избежать выдворения можно только если у мигранта есть близкие семейные связи с российскими гражданами (супруг(а), дети, родители), причем в рамках защиты права на частную и семейную жизнь по нормам международного права.
Эксперт также согласился с президентом общероссийской общественной организации "Федерация мигрантов России" Вадимом Коженовым в том, что существует проблема регистрационного учета мигрантов. Причем речь идет не о фиктивной регистрации мигрантов, а о тех мигрантах, которые действительно желают зарегистрироваться, но собственники квартир отказывают им в этом, опасаясь надуманных рисков или просто не желая заниматься регистрацией, но заключая при этом с иностранцами договоры о найме жилья и получая за это деньги.
Президент "Уральской ассоциации беженцев" Людмила Лукашева, опираясь на опыт работы в качестве общественного деятеля по вопросам миграции и гражданства, указала на необходимость, по ее мнению, внесения изменений в Закон о гражданстве. Она считает, что нужно полностью реформировать главу VIII.1 закона, поскольку для лиц, указанных в ч. 1 ст. 41.1 этого закона (бывших граждан СССР, прибывших на проживание в Россию, и их детей или подопечных при определенных условиях), следует максимально упростить процедуру признания их гражданами РФ. По ее мнению, в существующем виде глава противоречит нормам международного права. Эксперт отметила, что с момента вступления в силу для России Конвенции о защите прав человека и основных свобод (то есть с 5 мая 1998 года) из бюджета страны было выплачено более 20 млрд руб. в счет исполнения обязательств по постановлениям ЕСПЧ в отношении беженцев, мигрантов и иных лиц заинтересованных в получении гражданства РФ.