Препараты "по жизненным показаниям" должны предоставляться инвалидам II группы бесплатно
Региональный минздрав и местные поликлиники не должны уклоняться от обеспечения инвалидов II группы препаратами "по жизненным показаниям", если таковые рекомендованы врачебными комиссиями других медучреждений, в том числе если эти препараты не поименованы в соответствующих стандартах медпомощи (Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. № 11-КГ18-8, Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. № 11-КГ18-9).
Рекомендация врачебной комиссии, в том числе "не местной", о назначении пациенту препаратов по жизненным показаниям является достаточным основанием для обеспечения такого пациента, являющегося инвалидом II группы, указанными препаратами.
На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобы пациенток - инвалидов II группы, которым региональный минздрав отказался выдавать необходимые лекарства. Ранее обе пациентки прошли курсы лечения в Москве – в ФГБУ "Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева" и ФГБУ Российский кардиологический научно-производственный комплекс" (НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова). Врачебные комиссии этих ФГБУ рекомендовали своим пациенткам, – по жизненным показаниям – ряд препаратов (Траклир (Бозентан) и Волибрис (Амбризентан), Ревацио (Силденафил), Вентавис (Илопрост)). Дополнительно столичные медики указали, что рекомендованная лекарственная терапия отмене и замене не подлежит.
Обе пациентки по возвращении домой обратились к своим лечащим врачам в поликлиники по месту жительства и попросили назначить эти препараты. И в обоих случаях лечащие врачи отказались назначать эти препараты. А за препаратами "отправили" пациенток в республиканский минздрав. Минздрав обеспечивать лекарствами отказался.
Пациентки обратились в суд с административными исками об оспаривании бездействия и понуждении обеспечить жизненно необходимым лекарственным препаратом, но безуспешно. Бездействие регионального минздрава суды признали законным, потому что:
- ни у одной из пациентов не было ключевого (по мнению регионального суда) документа: рецепта лечащего врача по месту жительства. Суд сослался на п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который требует наличия именно рецепта на лекпрепараты;
- кроме того, эта же норма требует, чтобы рецепт был выписан на препарат, поименованный в стандартах медпомощи, а применимый в настоящем случае Стандарт медпомощи при ЛАГ не упоминает препарат Амбризентан (его просила одна из пациенток);
- а заключение московской врачебной комиссии правового значения не имеет.
ВС РФ отменил все судебные постановления по этим делам и отправил административные дела на новое рассмотрение в суды первой инстанции в ином составе судей, указав, что истицы предприняли необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения и обеспечения спорными препаратами, однако именно региональный минздрав и местные поликлиники уклонились от действий по решению вопроса о назначении и обеспечении лекарствами.
Мотивы, которыми руководствовался ВС РФ, таковы:
- ст. 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в муниципальных и госучреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно;
- защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а также организация обеспечения лекарственными препаратами относится к региональным полномочиям (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон об основах охраны здоровья);
- медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медпомощи (ч. 1 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья);
- при оказании медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов перечня ЖНВЛП, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, а равно и не из перечня ЖНВЛП – в случаях их замены по жизненным показаниям (п. 1, п. 2 ч.3 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья);
- при этом в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи устанавливаются и категории граждан, которым медпомощь оказывается бесплатно (п. 3 ч. 5 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья);
- программой госгарантий бесплатного оказания медпомощи на соответствующий год предусмотрено лекарственное обеспечение получателей государственной социальной помощи, и лекарственное обеспечение в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
- а согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, неработающие инвалиды II группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно;
- спорные препараты (кроме Амбризентана) входят в Стандарт медпомощи при ЛАГ и назначены административным истцам решением врачебной комиссии по жизненным показаниям;
- препарат Амбризентан отсутствует в Стандарте медпомощи при ЛАГ. Однако эти стандарты сами по себе являются лишь ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медпомощи. И в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт, в том числе по торговому наименованию. Соответствующие решения московских врачебных комиссий у пациенток имеются;
- организация обеспечения граждан лекпрепаратами относится к полномочиям органов госвласти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а положением о региональном минздраве обязывает его организовывать обеспечение лекарствами граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.
Следовательно, истицы предприняли необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения и обеспечения спорными препаратами, однако именно региональный минздрав и местные поликлиники уклонились от действий по решению вопроса о назначении и обеспечении истиц требуемым лекарственным препаратом.