Новости и аналитика Новости Совместная борьба ОНФ и ФАС России с картелями в госзакупках привела к возбуждению 67 антимонопольных дел

Совместная борьба ОНФ и ФАС России с картелями в госзакупках привела к возбуждению 67 антимонопольных дел

Совместная борьба ОНФ и ФАС России с картелями в госзакупках привела к возбуждению 67 антимонопольных дел
VaDrobotBO / Depositphotos.com

Еще в 2013 году был запущен проект ОНФ "За честные закупки". Проект объединил около 9 тыс. неравнодушных граждан по всей стране. Результатом работы проекта за период с 2013 года стало устранение нарушений в госзакупках на 270 млрд руб.

С начала 2017 года, а наиболее плотно – с осени, ОНФ начал сотрудничать с Управлением по борьбе с картелями ФАС России. Работа по противодействию картелизации активизировалась в связи с подписанием Президентом РФ 21 декабря 2017 года Указа "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в котором приоритетным направлением деятельности государственных и муниципальных органов и должностных лиц было объявлено активное содействие развитию конкуренции в стране. Этим указом был также утвержден Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы.

Об итогах совместной работы по борьбе с картелями в госзаказе подробнее рассказали представители ОНФ и ФАС России.

Координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы РФ Антон Гетта сообщил, что работу по выявлению картельных соглашений активисты ОНФ начали преимущественно со сферы питания, особенно в детских учреждениях (школах, детсадах и социальных организациях). По его словам наибольшее количество инцидентов недобросовестного поведения обнаружилось со стороны представителей бизнеса, хотя изначально ОНФ занимался в основном госорганами и чиновниками.

Следующими на очереди для мониторинга на предмет картельных соглашений оказались сферы здравоохранения, строительства и рынок ГСМ. Примерно за год сотрудничества с ФАС России активисты и эксперты ОНФ направили в антимонопольную службу информацию о закупках с признаками антимонопольных соглашений на сумму порядка 175 млрд руб. Как отметил Антон Гетта, в ФАС России было передано более 70 материалов о предполагаемых картельных сговорах в госзакупках. По итогам только первых расследований по этим материалам ФАС России оштрафовала участников картелей на сумму около 123 млн руб.

Антон Гетта рассказал также о некоторых последствиях образования картелей на рынке ГСМ. Например, две якутские компании, работая совместно с 2010 года, не допускают снижения цен на торгах ГСМ. "Это приводит к тому, что растет стоимость бензина, а когда речь идет о северных территориях, то там они используют ГСМ не только в качестве топлива для автомобилей и котельных, но и для отопления труб и многих других вещей, что очень сильно влияет в целом на жизнь людей", – отметил координатор проекта ОНФ.

Андрей Цариковский, статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России сообщил, что за время сотрудничества с ОНФ ФАС России было инициировано 67 дел о нарушении антимонопольного законодательства. Он также обозначил, что значительную роль в работе по борьбе с картелями должны играть общественные организации. Именно они собирают материалы, а также участвуют в формировании общественного мнения по отношению к картелям.

О картелизации страны на примере Самарской области рассказал координатор проекта "За честные закупки" в регионе Вадим Нуждин. Он сообщил, что сейчас в области одно дело о картельном сговоре уже находится на рассмотрении в суде, и еще одно – в Следственном комитете. Одним из самых громких дел региона стал случай с поставками по завышенным ценам лекарственных препаратов Самарскому областному клиническому центру профилактики и борьбы со СПИДом и Тольяттинской городской клинической больнице № 5, что было выявлено ОНФ в 2015 году. В итоге участники выявленного картеля были оштрафованы ФАС России, но только в мае текущего года по этому случаю было возбуждено уголовное дело.

Андрей Тенишев, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России, отметил, что дела о картельных соглашениях очень сложные и часто их расследование занимает немало времени. Он также обратил внимание на общественную опасность картельных соглашений. Как показала практика, из-за их заключения ущерб причиняется прежде всего сферам здравоохранения (включая фармацевтику), питания, строительства и рынку ГСМ.

Андрей Тенишев, говоря о сотрудничестве с ОНФ, отметил высокое качество представляемых в ФАС России материалов. Результативность по итогам рассмотрения материалов из ОНФ, по словам начальника управления, достигает 80-90%.

Были названы и некоторые проблемы в работе по борьбе с картелями. Так, эксперт проекта ОНФ Валерий Алексеев обозначил проблему сговоров между хозяйствующими субъектами, у которых один и тот же учредитель. Проблема здесь заключается в том, что согласно российскому законодательству соглашение между такими хозяйствующими субъектами, даже если оно подпадает под признаки картельного, картелем не признается (ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", далее – Закон № 135-ФЗ). Андрей Цариковский согласился с тем, что такая проблема существует и является серьезной и отметил, что будут разрабатываться соответствующие законодательные изменения.

Андрей Тенишев отметил еще одну, специфическую для российских реалий, проблему –договоренностей хозяйствующих субъектов с заказчиками – государственными и муниципальными органами. В качестве примера он привел одно из последних уголовных дел по картелям, расследование которого ведется в Республике Дагестан. По последним данным участники регионального картеля в сфере закупок медикаментов и медицинской техники получили доход в размере около 8 млрд руб.

Валерий Алексеев, будучи представителем ОНФ, рассказал о том, кто и как работает над проектом в ОНФ. К деятельности по выявлению картелей в госзакупках подключаются, помимо экспертов ОНФ и соответствующих государственных органов, включая ФАС России, просто заинтересованные граждане, студенты, общественные организации, органы местного самоуправления, компании – участники рынка. Активисты ОНФ периодически проходят обучение в специальных центрах, изучая в том числе Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Эксперты, рассуждая о госзакупках, отметили сложность применения Закона № 44-ФЗ и необходимость его упрощения с тем, чтобы закон выполнял свою функцию обеспечения граждан и организаций товарами и услугами. В частности Антон Гетта сказал, что некой "полумерой" может послужить предоставление права медицинским организациям осуществлять закупки у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. По его словам Минфин России уже одобрил это предложение.

Андрей Цариковский в свою очередь заметил, что готовится к внесению в Госдуму пятый антимонопольный пакет.

Напомним, что согласно антимонопольному законодательству РФ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на одном рынке, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции по указанным в законе признакам (ст. 11 Закона №135-ФЗ). Для хозяйствующих субъектов и должностных лиц за нарушение обозначенного запрета предусмотрена административная ответственность (ст. 14.32 КоАП). Физлица – представители хозяйствующих субъектов, участвующих в картельном сговоре, и должностные лица могут быть привлечены и к уголовной ответственности, если их участие в сговоре причинило крупный или особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в соответствующем размере, а также если имели место отягчающие обстоятельства, указанные в законе (ст. 178 Уголовного кодекса).  

Документы по теме: