Новости и аналитика Новости Заместитель Министра финансов РФ: "Перевод закупочных процедур в электронную форму – это серьезное благо для малого и среднего бизнеса"

Заместитель Министра финансов РФ: "Перевод закупочных процедур в электронную форму – это серьезное благо для малого и среднего бизнеса"

Заместитель Министра финансов РФ: "Перевод закупочных процедур в электронную форму – это серьезное благо для малого и среднего бизнеса"
Iakov / Depositphotos.com

С 1 июля проводить закупочные процедуры можно в электронной форме. Причем как по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), так и по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ) для участников – представителей малого и среднего бизнеса.

По оценкам экспертов, введение системы электронных закупок имеет массу преимуществ. В частности, как отметил заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров в ходе пресс-конференции, состоявшейся на этой неделе, процессы на электронных площадках будут стандартизированы, поставщики смогут подавать одни и те же документы на разные процедуры. Таким образом, малый бизнес сможет более активно участвовать в торгах, а это, предположительно, повысит уровень конкуренции. "Вообще перевод процедур в электронную форму – это очень серьезное благо для малого и среднего бизнеса", – подчеркнул замминистра.

Директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова также указала на преимущества унифицированных процедур – для участия в них нужно будет соблюдать единообразный порядок. Это значительно удобнее, чем в случаях, когда участник процедуры обязан изучить положения о закупке каждого заказчика, а также учесть все их нюансы и особенности. Эксперт также рассказала, что применение универсальных операторов электронных площадок позволит участникам закупок использовать одну электронную подпись для процедур и по Закону № 44-ФЗ, и по Закону № 223-ФЗ (среди субъектов малого предпринимательства).

Нужна электронная подпись? Удостоверяющий центр ГАРАНТ поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.

Подробнее

Кроме того, процесс закупки в электронной форме обеспечивает большую прозрачность, чем в "бумажной". Татьяна Демидова напомнила, что в последнем случае формируется пакет документов, а их нужно прошить, пронумеровать и отправить по почте. "Дальше возникает много неизвестных: дошло это по почте до заказчика или нет, дошло ли в сроки, установленные для подачи заявок, было ли вмешательство в содержание этого конверта и содержание заявки", – перечислила она. А когда применяется электронная форма, заявку подает третье лицо – оператор электронной площадки, то есть процесс автоматизирован, причем содержание заявки становится известным заказчику и его комиссии только после завершения срока для подачи. Эти факторы, по словам эксперта, делают минимально возможным субъективное участие заказчика или комиссии в определении победителя и при заключении контракта. При этом победителем становится лицо, которое предлагает товар, работу или услугу, полностью соответствующие потребностям заказчика, с минимальным ценовым предложением.

Как ожидается, для представителей бизнеса не станут обременительными новые обязанности, связанные с реформой. В частности, речь идет о необходимости использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Татьяна Демидова указала, что все участники системы и так уже используют квалифицированную электронную подпись для целей закупок, а значит, необходимо лишь поменять ее категорию – на это потребуется всего пара дней. То же касается и обязательного перехода на специальные банковские счета. Напомним, в соответствии с новой редакцией Закона № 223-ФЗ конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего бизнеса, должны осуществляться в электронной форме (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, участник должен вносить на специальный счет, открытый в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ. Всего таких банков 17, как сообщил Алексей Лавров, но в их число вошли самые крупные. К тому же, если у организации уже есть расчетный счет в одном из них, его достаточно наделить статусом специального. Эксперт добавил, что участникам закупочных процедур можно иметь любое количество спецсчетов в любом из 17 банков.

По мнению Алексея Лаврова, полугодовой переходный период создаст максимально благоприятные условия для того, чтобы не снизилось участие малого бизнеса в закупочных процедурах. Напомним, положения о закупке должны быть приведены в соответствие с обновленными нормами Закона № 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года, и с этой же даты заказчики не вправе проводить закупочные процедуры по Закону № 44-ФЗ не в электронной форме (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 505-ФЗ, п. 43 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Хотя в то же время локальный спад, связанный с процедурами открытия спецсчетов, в теории допускается. Однако, как обратил внимание представитель Минфина России, при должной заинтересованности всех участников процесса, и этих рисков можно избежать. "Я не могу припомнить, чтобы малый бизнес активно говорил, что новая система создает какие-то особые неудобства или не должна применяться", – резюмировал он. Более того, преимущества нового подхода, по оценке эксперта, вскоре станут для всех очевидны, и государству не придется навязывать новую реформу. "Надо двигаться шаг за шагом без резких, радикальных пересмотров сложившихся процедур", – отметил он.

Следующий этап реформы, предположительно, завершится 1 октября этого года. К этой дате, как пояснил Алексей Лавров, определятся универсальные торговые площадки, на которых и будут проходить все процедуры в рамках законодательства о контрактной системе. "Сколько будет площадок, мы пока сказать не можем, потому что по нашим оценкам, заявленным и утвержденным правительством критериям соответствуют 10 площадок, но сколько из них пройдут процедуру проверки и подключения, станет известно позднее", – отметил он. Таким образом, площадок будет не более 10. Сейчас, для сравнения, по данным Минфина России, в рамках применения Закона № 44-ФЗ действует 6 площадок, а во исполнение Закона № 223-ФЗ – 170. "Зачем нужны 170 площадок в рамках Закона № 223-ФЗ? На большинстве из них проводится очень ограниченное количество операций", – пояснил эксперт.

Переходный период закончится 1 января 2019 года, тогда система электронных закупок должна заработать в полном объеме. "После 1 января процедуры закупок станут более прозрачными, конкурентными, контролируемыми", – отметил заместитель Министра финансов РФ. Однако он добавил, что об окончательном обновлении формата контрактной системы можно будет говорить, только когда начнут применять развернутый каталог товаров, работ и услуг, который в настоящее время формируется по специальной дорожной карте. Завершить эту работу планируется к концу следующего года.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме: