12 марта прошло заседание круглого стола "Проблемы реализации Федерального закона ”О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”
Вел заседание председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Г. Олейник.
В обсуждении приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, представители федеральной и региональной исполнительной власти.
По мнению Г. Олейника, законодательного решения требуют вопросы, связанные с реализацией закона: порядок расчета субсидий; установление категорий граждан, имеющих право на их получение; организационно-технические моменты, связанные с оформлением гражданами необходимых документов. Осложняется исполнение закона и отсутствием федерального закона "О ликвидации населенных пунктов", отметил выступавший. Г. Олейник предложил организовать Интернет-конференцию на сайте своего комитета, где могли бы высказать свое мнение все заинтересованные стороны, представители регионов.
С информацией о реализации закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" выступил директор департамента развития Дальнего Востока и северных территорий Минрегионразвития России Г. Бухтин. В период с 2002 по 2007 год, по его информации, жилищные проблемы решили 70 тыс. семей северян. Остаются ждать своей очереди на субсидии и состоят на учете в настоящий момент 216 тыс. семей. Учитывая масштабность проблемы, в прошлом году были увеличены до 24 млрд. руб. средства, направляемые на ее решение. В связи с резким увеличением объемов финансирования особое значение приобретает вопрос о рациональном использовании средств. Однако существующие в настоящее время правовые и организационные механизмы не позволяют эффективно решать данную задачу.
На пути исполнения закона возникает много препятствий - от разночтений статей самого закона до технических сложностей. К примеру, есть около ста заброшенных поселков, где нет работающих предприятий, но которые по правительственному постановлению "закрывающимися" не признаны. Соответственно, оставшиеся там люди не могут получить жилищную субсидию на переезд.
Другая проблема - растущее число желающих уехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Постоянно поступают предложения по увеличению категорий граждан, имеющих право на получение субсидий, сообщил Г. Бухтин. Например, требует срочного решения в законодательном порядке вопрос о включении в северный стаж отпуска по уходу за ребенком.
Целый комплекс вопросов связан с механизмами расчета субсидий, которые привязаны сегодня к средней стоимости жилья. При существующих условиях на рынке жилья объем приходящихся на жилищную субсидию средств покрывает в среднем 70% от стоимости приобретаемого жилья. В итоге в регионах идет отказ очередников от получения жилищных субсидий. Так, в Чукотском АО в 2007 году выдача сертификатов составила лишь 45,3% от их общего числа, в том числе, из-за добровольного отказа граждан.
Актуальными также являются проблемы с распределением средств на субсидии по субъектам Федерации, с организацией переезда пенсионеров. Не отвечает социальной справедливости, по мнению северян, установленный законом порядок из пятиступенчатой очередности граждан на получение субсидий. Да и сам порядок выдачи жилищных сертификатов является чрезмерно усложненным и громоздким, недостаточно проработанным. Не менее спорным является вопрос об отказе в предоставлении субсидий тем гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера, которые уже приобрели самостоятельно жилье в собственность в других регионах.
В законе нет механизмов, регулирующих обоснованность выбора гражданином в качестве нового места проживания того или иного субъекта Федерации. Прошлогодним приказом Минрегионразвития установлен разный норматив субсидий для переезда в разные регионы.По итогам круглого стола были приняты рекомендации по совершенствованию правовых и организационных основ реализации закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Среди рекомендаций в адрес Правительства РФ содержатся предложения по новым подходам к решению жилищного вопроса: оплате жилья по найму переезжающим гражданам на новом месте; по частичному покрытию из бюджета ипотечных кредитов тем, кто имеет право на субсидии; обеспечению финансирования долевого строительства жилья за счет бюджетных средств.
Есть рекомендации по совершенствованию законодательной базы, в том числе, о разработке проекта закона о ликвидации населенных пунктов. Рекомендуется расширить полномочия субъектов Федерации по предоставлению жилищных субсидий. Региональным органам власти рекомендовано урегулировать организационные вопросы по реализации жилищных сертификатов и разработать систему оказания помощи в приобретении жилья в тех регионах, куда прибывают на новое место жительство граждане из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.