Региональный ритейл: инструкция по выживанию в условиях конкуренции с федеральными сетями
ljsphotography / Depositphotos.com |
Широкое распространение федеральных торговых сетей в основном негативно отразилось на региональном бизнесе, считают эксперты. Федеральный ритейл задает новые стандарты потребления, привлекает покупателей широким ассортиментом и низкими ценами, и его выбирает большинство. Так, по данным совместного исследования ВЦИОМ и Центра социального проектирования "Платформа", представленного вчера в ходе круглого стола, в магазинах, принадлежащих торговым сетям, приобретают продукты 72% респондентов, в магазинах у дома, которые не относятся к торговым сетям – 33%, на постоянно действующих рынках – 20%, у фермеров или в магазинах, торгующих фермерской продукцией, – 11%, на рынках выходного дня – 7%, онлайн – 2%. В опросе приняло участие 2 тыс. потребителей во всех федеральных округах, на этот вопрос можно было дать не более двух ответов.
При этом 60% опрошенных совершают покупки в федеральных торговых сетях регулярно, 21% – время от времени, 13% – крайне редко и 5% – никогда. Это характерно для городов, особенно крупных, а в селах тенденция снижается. Более того, большинство также поддерживает дальнейшее распространение торговых сетей (65% опрошенных), к преимуществам респонденты относят большой выбор, возможность купить все в одном месте, низкие цены, доступность и здоровую конкуренцию. Не согласны с распространением федеральных сетей лишь 16% потребителей, считая, что таких магазинов и так очень много. Они указывают на низкое качество продуктов, просроченные товары, и отсутствие развития для малого бизнеса и фермеров.
То есть, как пояснил руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин, сегодня на рынке ритейла однозначно доминируют торговые сети, и в подавляющем большинстве случаев россияне выступают за развитие федеральных сетей. Многие эксперты-бизнесмены, согласно данным, которые привел генеральный директор Центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов, считают, что многие местные сети в их нынешнем виде объективно не выдержат конкуренции с федеральными.
Однако есть и оптимистичный сценарий, согласно которому местные сети могут занять локальные ниши на рынке и завоевать внимание потребителей. Дело в том, что по результатам исследования выяснилось – потребители ценят продукты местных производителей. Так, 47% предпочитают покупать те, которые произведены в их регионе, 29% приобретают и местные, и привезенные, 19% не обращают внимания на место производства, и только 4% выбирают продукты из других регионов. Эта тенденция характерна для городов, в том числе "миллионников", а также сел, но не для мегаполисов.
И в этом эксперты видят определенный конфликт – потребители выступают за развитие федеральных торговых сетей, но отдают предпочтение местной продукции. По мнению 56% в федеральных сетях представлено достаточно продуктов местного производства, но 34% с ними не согласны. Как отметил Кирилл Родин, 34% – это большая цифра, практически треть респондентов.
Следовательно, первый шаг для местных торговых сетей, желающих привлечь потребителя, – это расширение ассортимента местных продуктов. На подобные конкурентные преимущества местных магазинов и торговых сетей указывают и сами потребители. По мнению 39% опрошенных, они должны предоставлять внутри магазинов площади, где фермеры могли бы торговать своей продукцией, 38% выступают за более широкий ассортимент и повышение качества услуг, 33% – за увеличение количества продукции местных производителей, 12% – за развитие торговли экопродуктами. Есть и иные варианты – 9% респондентов рекомендуют открывать в магазинах отделы кулинарии, готового питания, а 3% – продавать продукты через Интернет.
В целом с таким сценарием развития согласны и представители малого и среднего бизнеса (в опросе поучаствовало более 300 экспертов). Региональному ритейлу, по их оценке, следует заняться поиском и развитием новых маркетинговых моделей, например, начать тесно взаимодействовать с местными производителями. Бизнесмены считают, что местным сетям и магазинам нужно предоставлять внутри магазинов площади, на которых производители могут торговать своей продукцией напрямую (40% опрошенных), улучшать ассортимент и повышать качество услуг (33%) и развивать направление торговли экопродуктами (29%).
Именно такие направления развития – в угоду потребителю – важны, поскольку снижение покупательной способности для местных сетей опаснее, чем конкуренция с крупными сетями. Снижение покупательной способности называют риском 47% опрошенных бизнесменов, а конкуренцию – 41%. Третьим фактором, кстати, считаются новшества государства по введению электронных систем контроля (34% респондентов).
Также важным фактором для развития, по мнению экспертов, является желание местного бизнеса меняться. Они отмечают разделение местного бизнеса на две части – одна уже адаптировалась, лояльна к федеральным сетям, рассчитывает на партнерские связи или уже сотрудничает с ними. Другая часть не сменила тактику и стратегию развития, занимает критическую позицию и апеллирует к местной власти. "Огромное количество проблем, которые озвучивают местные сети и производители, часто являются следствием того, что они – те, кто громче всех кричит, кто идет к местным властям, обращается к федеральным депутатам – "защитите нас, остановите развитие федеральных сетей" – это те, кто реально не хочет меняться, кто занял свою нишу в 90-е, 2000-е годы", – рассказал председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов. Он подчеркнул, что такие бизнесмены не замечают, как резко изменились потребности и вкусы покупателей, и хотят остаться в привычной нише вместо того, чтобы искать новые.
Что важно, как считают эксперты, развитие местных сетей должно происходить при поддержке, но не жестком регулировании со стороны государства (не путем ограничения влияния федеральных сетей на цены в регионах). Согласно опросу, бизнесмены приветствуют разумный баланс регуляторных мер, в частности, в виде контроля качества и финансовой поддержки производства, например, через льготное кредитование. С тем, что государство должно развивать фермерство, согласны 44% опрошенных бизнесменов, больше регулировать вопросы качества производства – 39%, обеспечить льготное кредитование – также 39%.
Вместе с тем, пока рано говорить, что федеральные торговые сети полностью заняли рынок. Так, указал директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов, практически в каждом субъекте Федерации сегодня есть сильные местные региональные игроки, которые идут достаточно быстрыми темпами в небольшие города и поселки, и качество их услуг вполне удовлетворяет местное население.