Судейское сообщество предлагает расширить применение электронного правосудия
ArtemSam / Depositphotos.com |
"Предлагается переводить в цифровую форму все поступающие в суды документы, а также формировать по каждому спору электронное дело", – рассказал о планах по развитию судопроизводства председатель Совета судей РФ Виктор Момотов в ходе состоявшегося вчера пленарного заседания Совета. И добавил, что соответствующая нормативно-правовая база уже подготовлена.
Необходимо отметить, что число поступающих в суды электронных документов сегодня и так растет, но в то же время, по словам Виктора Момотова, цифровое правосудие нуждается в импульсе к дальнейшему развитию. Дело в том, что в суды поступают сотни тысяч электронных документов, но количество рассматриваемых дел измеряется миллионами. Так, в 2017 году в суды общей юрисдикции в электронной форме было подано свыше 280 тыс. исковых заявлений и других процессуальных документов, а в арбитражные – более 300 тыс. документов. И в целом число документов, поступающих в электронном виде, ежеквартально возрастает на 30-40%. Но при этом, по данным Совета судей РФ, в прошлом году в судах оказалось свыше 28 млн дел.
В какой форме составляется мотивировочная часть искового заявления? Ответ – в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступКак подчеркнул Виктор Момотов, судейское сообщество учитывает, что не все граждане имеют возможность самостоятельно подготовить и направить суду электронные копии документов. Поэтому предполагается, что суды получат право самостоятельно изготавливать цифровые копии документов, предоставленных гражданами. Председатель Совета судей РФ сообщил, что технические возможности для этого имеются.
Судейское сообщество поддерживает и другие идеи по цифровизации правосудия. Например, оно считает необходимым сообщать гражданам о судебных заседаниях через Интернет и сделать эту форму оповещения приоритетной. Также судьи согласны с тем, что фиксировать ход судебного процесса нужно в первую очередь посредством аудиопротоколирования. "Использование современных технологий в этой сфере позволит исключить возможные ошибки и неточности, сделать судопроизводство более оперативным", – перечислил преимущества такого протоколирования Виктор Момотов. Он также добавил, что электронное правосудие значительно упрощает подачу документов, сокращает временные и финансовые затраты сторон, облегчает ознакомление с материалами дела и позволяет оптимизировать работу с судебными архивами, поскольку хранение больших объемов документов в бумажной форме – это, по словам эксперта, очевидный атавизм.
Положительно судьи относятся и к идее внедрения автоматизированного распределения дел между судьями. Как отметил Виктор Момотов, таким образом реализуется принцип независимости судей. Он рассказал, что автоматизированное распределение дел уже апробировали в ряде судов, и оно зарекомендовало себя с позитивной стороны. Предположительно, расширение практики применения этих систем повысит уровень доверия гражданского общества к суду, а также исключит любые предположения о возможном участии человеческого фактора в формировании состава суда.
Необходимо при этом отметить, что технически, по данным Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александра Гусева, суды готовы к цифровой нагрузке, и в них созданы условия для работы системы электронного правосудия. Например, уже обеспечена круглосуточная доступность информации в Интернете на более чем 8,7 тыс. сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, органов судейского сообщества, системы судебного департамента, мировых судей и госорганов субъектов Федерации по обеспечению деятельности мировых судей. Также расширяется применение информатизации в части использование видео-конференц-связи – уже проведено более 1,4 тыс. судебных заседаний, семинаров и совещаний с помощью этой технологии. Планируется также развивать систему ГАС "Правосудие", в частности, рабочая группа под руководством Председателя ВС РФ Вячеслава Лебедева уже разработала законопроект, в котором содержится специальная терминология, необходимая для дальнейшей эффективной работы системы. По словам Александра Гусева, документ в настоящее время готовится к внесению к Госдуму. Также планируется интегрировать систему ГАС "Правосудие" в единый портал госуслуг, тогда участники судебных процессов смогут широко использовать возможности ЕГАИС.
В целом, как представляется, судейское сообщество довольно успешно реализует Концепцию развития информатизации судов. Однако в то же время, как отмечают эксперты, применение информационных технологий ставит новые вызовы перед судьями. В частности, Виктор Момотов привел в пример поведение в соцсетях. Если граждане проявляют активность в Интернете и по праву считают это своим личным делом, то судьи связаны рядом ограничений, в том числе этических, причем в своей внеслужебной деятельности. По словам Момотова, в соцсетях судьям нужно избегать все то, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в беспристрастности и справедливости, поскольку их активность в Интернете подпадает под действие законодательства о статусе судей и Кодекс судейской этики.
Кроме того, некоторые нормы, касающиеся применения новых технологий, вызывают вопросы у судей. В частности, имеется в виду Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах ВС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". "В Судебный департамент поступают обращения судов о необходимости разъяснения значительного количества вопросов, касающихся порядка размещения информации в сети Интернет", – сообщил начальник Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при ВС РФ Евгений Голошумов.
По словам эксперта, требуют разъяснения такие вопросы, как:
- необходимо ли исключать из текстов судебных актов, подлежащих размещению, сведения о способах изготовления наркотических средств, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- каковы сроки хранения текстов судебных актов в информационной системе суда;
- указывать ли в текстах судебных актов ОГРН, присвоенные ИП;
- размещать ли тексты судебных актов, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, либо такие положения нужно исключать из актов;
- подлежат ли размещению определения судов по делам, связанным с отказом истца от иска, утверждением судом мирового соглашения, со смертью одной из сторон и по иным подобным основаниям.
Евгений Голошумов обратил внимание, что разъяснение некоторых из этих вопросов требует дополнительного нормативного регулирования, а подготовить ответы на них без учета мнений органов судейского сообщества и ВС РФ невозможно. Поэтому планируется направить в Суд соответствующее обращение.