Эксперты определили, с помощью каких мер можно повысить энергоэффективность жилых домов
Syda_Productions / Depositphotos.com |
Согласно принятому в апреле комплексному плану мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации (далее – План; утвержден распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 г. № 703-р) в этом году профильные министерства должны, в частности:
- оценить целесообразность введения обязательного требования по установке в многоквартирных домах общедомовых и индивидуальных приборов учета энергоресурсов, оснащенных системами дистанционного сбора и передачи данных в ГИС ЖКХ, то есть введения автоматизированной системы учета потребляемых ресурсов, доступ к которой получат и потребители, и поставщики;
- подготовить предложения по оснащению МКД, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, индивидуальными тепловыми пунктами (так называемыми системами погодного регулирования) – оборудованием, которое автоматически регулирует потребление тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, а также поддерживает заданную температуру в системе горячего водоснабжения.
Как отметил в ходе состоявшегося 11 мая в Госдуме круглого стола, посвященного перспективам повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, введение системы автоматизированного учета на каждом этапе поставки энергоресурсов – единственный способ получить достоверную информацию об объеме потребляемых ресурсов. А на основании полученных таким образом данных можно будет более точно определять, какую нагрузку нужно давать на обеспечивающее подачу энергии оборудование, и не расходовать ресурсы без необходимости. Кроме того, по мнению эксперта, введение системы, позволяющей фиксировать не только объем, но и время потребления ресурсов, позволит ввести тарифные планы. "Мы сможем дать потребителю новую возможность: выбирать тарифный план как в сотовой связи – в зависимости от того, когда, какие и сколько услуг он потребляет. Например, свой тарифный план должен быть для тех, кто поздно возвращается с работы и потребляет воду и электроэнергию поздно вечером или ночью", – пояснил замминистра.
По словам директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Дмитрия Вахрукова, окончательное решение об обязательности применения автоматизированных систем учета энергоресурсов будет принято в течение ближайших трех месяцев, а об установлении критериев необходимости установки индивидуальных тепловых пунктов в МКД – не позднее III квартала текущего года. В то же время он подчеркнул, что ключевую роль в повышении энергоэффективности играют замена оборудования, труб, утепление стен и т. д., что требует значительных финансовых расходов. Поэтому крайне важным представляется принятое Правительством РФ решение о возобновлении финансирования реализуемых регионами мероприятий по повышению энергоэффективности. В связи с этим Минэкономразвития России подготовило и уже направило в кабинет министров свои предложения о двух вариантах такого финансирования.
Применяется ли льгота по налогу на имущество в отношении объекта недвижимости, имеющего высокий класс энергоэффективности, если на дату постановки его на бухгалтерский учет отсутствовал подтверждающий этот класс энергетический паспорт? Ответ – в материале "Льготы по налогу на имущество в отношении определенного имущества, действующие в течение ограниченного периода" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступПервый – софинансирование региональных программ капитального ремонта в части мероприятий по повышению энергоэффективности. По предварительным расчетам министерства, на эти цели может направляться около 23 млрд руб. ежегодно. "Эти деньги можно использовать в трех направлениях: повысить привлекательность данных процессов для граждан и снизить им коммунальные платежи за счет господдержки, направить кредитным организациям, уменьшив тем самым риски финансирования энергосервиса, либо отдать самим энергосервисным организациям, чтобы увеличить рентабельность процесса", – сообщил Дмитрий Вахруков.
Второе возможное направление финансирования – поддержка региональных программ повышения энергоэффективности. Предполагается, что средства будут распределяться в порядке конкурса между регионами, которые предложат максимальное возможное снижение объема потребления ресурсов за определенную сумму.
Стоит отметить, что Планом предусмотрены также меры по популяризации такого инструмента повышения энергоэффективности, как заключение энергосервисных контрактов (ст. 19 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Предполагается, например, упростить процедуру их заключения, создавать специализированные организации для проведения подготовительных работ перед заключением контрактов и т. д. Для того же, чтобы применять этот инструмент для повышения энергоэффективности МКД, следует скорректировать порядок принятия собственниками помещений в доме решений о заключении энергосервисных договоров [как сообщил Андрей Чибис, Минстрой России уже внес в правительство соответствующий законопроект. – ГАРАНТ.РУ] и предоставить право на их заключение региональным операторам капитального ремонта, считают участники круглого стола. Кроме того, необходимо уточнить порядок внесения платежей по контракту собственниками помещений в МКД, в том числе теми, кто имеет льготы по оплате коммунальных услуг.
В заключение глава Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская отметила, что обеспечить обязательное использование энергосберегающих технологий при строительстве и эксплуатации жилья позволит заключение контрактов жизненного цикла (п. 16 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Ее мнение поддержал Андрей Чибис, подчеркнув, что если жилье строится с привлечением государственных инвестиций, заключение контрактов жизненного цикла и установление повышенных требований к энергоэффективности домов должно быть обязательной опцией. Для этого, однако, следует как минимум внести работы по проектированию, строительству и эксплуатации МКД в перечень случаев, когда контракт жизненного цикла может быть заключен (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1087).
Не исключено, что мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности МКД, получат более широкое применение после установления дифференцированных налоговых ставок на объекты недвижимого имущества в зависимости от того, к какому классу энергетической эффективности они относятся, – такая перспектива также предусмотрена Планом.