Эксперты: закон об охоте нуждается в доработке
PRESSLAB / Shutterstock.com |
"Одним из важных недостатков существующего закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов является наличие дефектов его терминологического аппарата", – отметил в ходе состоявшегося вчера в ОП РФ круглого стола "Правоприменение и совершенствование законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов" первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Игорь Честин. Так, по мнению эксперта, ряд понятий, используемых в Федеральном законе от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – закон об охоте) не имеют законодательно закрепленных определений. Например, отсутствует определение таких ключевых понятий как охотничий минимум, государственный учет охотничьих ресурсов, охотхозяйственные соглашения. Кроме того, не прописаны в законе обязанности охотпользователей по ведению мониторинга и учета, нет утвержденных форм представления информации, методов сбора данных (методик учета) для охотпользователей, что, в свою очередь, как он считает, ведет к обременениям, произволу и многочисленным фактам снижения и лишения квот добычи.
"Противоречивые нормы закона об охоте создали множество судебных споров. Число судебных разбирательств, связанных со словом "охота", "охотничьи угодья" на 1 ноября 2017 года превысило 200 тыс., более 600 из них рассматривались Верховным Судом Российской Федерации", – добавил заместитель Президента Ассоциации "Росохотрыболовсоюз" Андрей Сицко. Так, по его словам, Росохотрыболовсоюз, за членами которого закреплено до 30% всех охотничьих угодий в России, ежедневно сталкивается с недостатками нормативно-правового регулирования в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Например, как рассказал эксперт, в настоящее время по-разному, чаще всего – в судах, решается вопрос о заключении охотхозяйственных соглашений с теми охотпользователями, у которых срок действия долгосрочных лицензий истек в период двухлетнего моратория. "На обращения Росохотрыболовсоюза в Минприроды России, как правило, следуют ответы, что позиция поддерживается, предложения будут учтены, но работа по совершенствованию систем не осуществляется, все споры решаются охотпользователями в судебном порядке", – негодует он.
Напомним, что у охотников право долгосрочного пользования животным миром возникает на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром. При этом в соответствии с действующим законодательством при исполнении ими условий таких лицензий они вправе были перезаключить охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона ( ч. 3 ст. 71 закона об охоте). Однако Конституционный Суд Российской Федерации приостановил применение ч. 3 ст. 71 закона об охоте (постановление КС РФ от 25 июня 2015 г. № 17-П), тем самым фактически Суд ввел мораторий на отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Какие документы необходимо предоставить продавцу при покупке, замене или возврате оружия? Узнайте из материала "Документы, необходимые при покупке, замене, возврате оружия" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Еще ряд проблем возникает в ходе проверки уполномоченными органами схемы использования и охраны охотничьего угодья, отмечают эксперты. Так, в соответствии с законом об охоте в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется внутрихозяйственное охотустройство. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, определяющая мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов, среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры (п. 2 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства). По словам Андрея Сицко, по сложившейся с советского периода практике схема использования и охраны охотничьего угодья является внутренним документом охотпользователя. В то же время складывается практика проверок схем внутрихозяйственного охотустройства со стороны уполномоченных органов и "принятия" или "не принятия" таких схем, в том числе с применением мер административного воздействия. "При этом полномочия по проверке схем использования и охраны охотничьего угодья нигде не прописаны", – отметил Сицко.
Главный редактор журнала "Охота" Валерий Кузенков считает, что в закон об охоте необходимо не вносить изменения, а написать новый закон "с чистого листа". По его мнению, сейчас вместо работающих поправок в законы принимают такие изменения, которыми из охотников делают браконьеров. "К примеру, в Карелии утвержден регламент выдачи разрешений на охоту. Теперь каждый охотник, чтобы отстрелить медведя, лося или кабана должен из деревни ехать в республиканский центр, встать в очередь и получить разрешение. А ведь там не везде есть дороги, а значит не все получают разрешения", – считает он. Для того, чтобы привести в порядок охотничье движение, он полагает необходимым в первую очередь создать единую государственную охотничью инспекцию. "Сейчас Минприроды России и Минсельхоз России занимается охотой по остаточному принципу", – убежден он.
Свои предложения по внесению изменений в закон об охоте озвучила также первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Нина Вейсалова. Она отметила, что в законодательстве до сих пор нет норм, которые были бы направлены конкретно на помощь коренным малочисленным народам, для которых охота и рыболовство – основной источник питания и дохода. Кроме того, те положения, которые предусмотрены специальными законами в защиту коренных малочисленных народов, не выполняются. "Согласно действующему законодательству коренные малочисленные народы и этнические общности имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности [ст. 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире". – ГАРАНТ.РУ]. Однако на деле – это все фикция. Все законы в отношении этой категории населения на местах не выполняются", – рассказала она.
По итогам круглого стола эксперты отметили очевидность необходимости актуализации законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов с учетом сложившейся правоприменительной практики и предложили разработать и направить в заинтересованные органы власти рекомендации о внесении изменений в ряд правовых актов.