Депутат Петр Толстой: "Необходимо обеспечить всем гражданам равный доступ к культурным ценностям"
Popova Valeriya / Shutterstock.com |
Для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места их проживания депутаты Госдумы предлагают внедрить в работу всех учреждений культуры цифровые коммуникационные технологии. В частности, речь идет об использовании современных информационных платформ, таких как виртуальные экскурсии по музеям, которые создают эффект присутствия, и электронные библиотеки, содержащие оцифрованные объекты культурного наследия (книги, картины, фотографии, аудиозаписи). Эти и другие меры, по мнению экспертов, позволят сделать культурные учреждения более доступными.
"С учетом того, что в нашей огромной стране главные музеи, библиотеки и ведущие учреждения культуры находятся в основном в Москве и Санкт-Петербурге, оцифрованные, например, музейные фонды могут сделать доступным сокровища русской культуры для всех граждан вне зависимости от места их проживания", – отметил на состоявшихся вчера парламентских слушаниях на тему "Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика" заместитель Председателя Госдумы Петр Толстой. С такой позицией согласилась первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Она убеждена, что россияне в регионах заинтересованы в повышении доступности искусства. "Культура сегодня не может существовать без цифровых технологий. Копии картин в 3D-формате, виртуальные музеи и библиотеки, оцифрованные декорации в спектаклях – все это позволяет реализовать масштабные проекты и в регионах", – считает она.
Как рассказал первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов, министерство ставит перед собой цель в первую очередь оцифровать все книги, изданные на территории России. "Мы хотим получить в электронном виде все книги и иные рукописные издания, которые когда-либо издавались на территории Руси, Российской империи, СССР и современной России на любом языке. Это будет оцифровка всех изданий на русском языке и на языке народов мира. То есть в перспективе это будет портал, где можно найти любое издание", – рассказал он. Помимо этого, министерство планирует создание единого российского электронного пространства знаний. "Цель более высокого уровня – это создание на базе Национальной электронной библиотеки единого российского электронного пространства знаний. Сюда будут включаться более широкие данные: сведения из архивов, музеев", – объяснил Аристархов. По его словам, в едином российском электронном пространстве знаний будет только достоверная информация.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова выразила свои опасения в вопросе оцифровывания книжных изданий. "Действительно, с переходом на электронную библиотеку мы исключим бумажную волокиту и предоставим широкому кругу людей доступ к произведениям искусства, но эта инициатива несет в себе ряд опасностей. Например, прямое нарушение авторских прав", – подчеркнула депутат. Для решения этой проблемы советник Президента РФ по вопросам Интернета Герман Клименко предлагает разработать как можно скорее гибкое и эффективное законодательство в области цифровых технологий, которое бы исключало возникновение этих вопросов. "К действующему праву цифровая экономика не приспособлена", – считает эксперт.
Владимир Аристархов рассказал участникам парламентских слушаний также о работе, которая уже проведена Минкультуры России в сфере цифровизации сферы культуры. Так, уже создан единый государственный реестр объектов культурного наследия (ст. 15 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). "За 5 лет мы внесли в реестр более 143 тыс. объектов культурного наследия. 48% из них – это объекты федерального значения, 50% – регионального и 2% – местного. Только благодаря современным технологиям мы смогли наполнить этот реестр за короткий срок, невзирая на огромное количество этих объектов, – пояснил Аристархов. – Проблема, которую решаем сейчас – интеграция этой базы с системой Росреестра. В идеале необходимо, чтоб наши данные учитывались регистрирующим органом, чтобы органы охраны памятников обеспечивали внесение в документы планирования и зонирования всех обременений, необходимых для охраны этих памятников".
Существенная работа в связи с этим проведена и в музейном деле. В частности, создан Государственный каталог Музейного фонда России, который состоит из реестра музейных предметов и музейных коллекций (ст. 10 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"). "Создание и функционирование общего реестра культурных ценностей позволяет предотвратить незаконный ввоз и вывоз экспонатов, став одним из элементов охраны культурного наследия в целом", – убежден Владимир Аристархов. По его словам, в реестр уже внесены сведения о 6,2 млн предметов. При этом с апреля 2017 года помимо основных сведений о предмете реестр содержит изображение предмета. "К 2025 году все музеи внесут свои музейные предметы в госкаталог. На сегодняшний день это около 62 млн предметов. Основная проблема при пополнении каталога, с которой мы сталкиваемся, – отсутствие Интернета в некоторых населенных пунктах", – пояснил он.
Об отсутствии Интернета в ряде учреждений культуры в своих выступлениях упоминали многие эксперты. По мнению заместителя директора Государственного музея по научно-фондовой работе – главного хранителя Марины Чистяковой, это обусловлено в основном недостаточным финансированием многих учреждений. Она считает, что для расширения применения цифровых технологий в сфере культуры необходима специальная программа финансирования, которая была бы направлена только на эту работу.
Еще одним важным элементом перехода к цифровой культуре является создание реестра пропавших, утраченных и похищенных культурных ценностей, считает представитель Минкультуры России (ч. 1 ст. 36 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей"). "На сегодняшний день в розыске находится почти 20 тыс. таких объектов. Реестром пользуются таможенные органы и силовые структуры. Их задача – не допустить незаконное перемещение через границу или незаконную торговлю этими ценностями, – рассказал он. – Например, в сентябре 2017 года на антикварном аукционе в Цюрихе обнаружилось, что продается картина Айвазовского, которая была украдена из Дмитровского кремля в 1976 году. Сделка сорвалась, было принято решение вернуть шедевр на родину".
Эти и другие инициативы требуют дополнительного финансирования, поясняют эксперты. В связи с чем по итогам парламентских слушаний было принято решение предложить Правительству РФ предусмотреть на законодательном уровне возможность финансирования проектов по цифровизации в сфере культуры.