Росалкогольрегулирование начнет проводить контрольные закупки алкоголя
Tyler Olson / Shutterstock.com |
С 29 декабря 2017 года Росалкогольрегулирование и органы исполнительной власти субъектов РФ, которые выдают лицензии на розничную продажу алкоголя, получили право проводить контрольные закупки – то есть анонимные, под видом покупателя, покупки с целью выявления нарушений при продаже товаров потребителям (Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ).
Если таких нарушений при продаже товара не выявлено, то проверяющие могут удалиться, не раскрывая своего инкогнито. Если же нарушения налицо – проверяющие немедленно после завершения покупки предъявляют служебные удостоверения, приказ на проведение закупки и начинают составлять акт.
Это мероприятие – с применением видеозаписи или в присутствии не менее двух свидетелей – проводится в порядке и по основаниям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ). А результаты контрольной закупки заносятся в Единый реестр проверок.
Контрольные закупки проводятся, естественно, без предварительного предупреждения проверяемых продавцов, но зато их необходимо согласовать с прокуратурой.
Примечательно, что Росалкогольрегулирование – это первый и единственный на данный момент в РФ орган федеральной власти, который получил подобное право; например, Роспотребнадзор или Роздравнадзор пока еще не вправе проводить контрольные закупки: проблема реализации алкоголя в обход ЕГАИС является для России более ощутимой по сравнению с продажей просроченных продуктов или фальшивых лекарств.
Помимо Росалкогольрегулирования, проверочные закупки будут проводить и те органы субъектов РФ, которые выдают лицензии на розничную продажу алкоголя. Никакие иные региональные органы в стране подобным полномочием не наделены.
Кроме того, контрольные закупки проводят налоговые органы – однако они делают это исключительно с целью проверки применения ККТ, в рамках финансового контроля, и не подчиняются правилам Закона № 294-ФЗ о проверках юридических лиц и предпринимателей.
Следует также разграничивать контрольные закупки и проверочные закупки: последние, как следует из названия, организуются для проверок оперативной информации о преступлении. В рамках проверочной закупки оперативно-разыскные (но не контрольно-надзорные) органы, например полиция или ФСБ, могут закупать оружие, наркотики, услуги лиц "с низкой социальной ответственностью" и прочие запрещенные к обороту блага. На практике полиция проводит и проверочные закупки алкоголя – например, от лица несовершеннолетнего покупателя (повторная продажа алкоголя ребенку уголовно наказуема). Однако проводить проверочную закупку по подозрениям в совершении административного правонарушения все же незаконно.