Эксперты рассказали об особенностях трансляции музыкальных произведений в торговых помещениях
Эксперты службы Правового консалтинга компании "Гарант" ответили на вопрос, что необходимо учесть предпринимателю для организации музыкального сопровождения в магазинах розничной торговой сети, чтобы не нарушить закон.
В первую очередь они напомнили, что произведения науки, литературы и искусства являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана – интеллектуальной собственностью. При этом музыкальные произведения относятся к произведениям искусства и являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса). Другие лица, помимо правообладателя, не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Причем использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным (п. 1 ст. 1229 ГК РФ) и влечет ответственность, установленную законодательством.
В то же время, согласно ст. 1326 ГК РФ, публичное исполнение фонограммы допускаются без получения соответствующих разрешений правообладателей, но с выплатой им вознаграждения. При этом сбор вознаграждения за публичное исполнение фонограммы и его распределение между правообладателями осуществляются особой организацией по управлению правами на коллективной основе – Общероссийской общественной организацией "Российское Авторское Общество" (приказ Росохранкультуры от 15 августа 2008 г. № 16, п. 2 ст. 1326, п. 1-2 ст. 1244 ГК РФ).
Плательщиками вознаграждения за публичное исполнение фонограмм являются юрлица и ИП, осуществляющие публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в том числе в месте, открытом для свободного посещения (п. 2 Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях). Таким образом, воспроизведение фонограмм в сети магазинов является публичным исполнением, и организатор такого исполнения должен заключить с правообладателем или соответствующей организацией по управлению правами договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения и выплачивать установленное условиями этого договора вознаграждение (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2009 г. № А05-3883/2008, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2008 г. № А43-30552/2007-29-103).
Является ли законным условие договора, согласно которому дистрибьютору предоставляется эксклюзивное право единолично реализовывать продукцию поставщика на определенной территории? Ответ на этот и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Эксперты подчеркнули, что обязанность выплатить обладателю исключительного права вознаграждение за публичное исполнение произведения возникает в силу закона (ст. 1326 ГК РФ). Поэтому, даже если указанный договор не будет заключен, у сети магазинов возникнет обязанность выплатить вознаграждение правообладателю транслируемых музыкальных произведений (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2008 г. № 18АП-4565/2008). При этом пользователи фонограмм должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе (независимо от того, заключены ли с этой организацией соответствующие договоры) отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.
Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав установлена ст. 1311 ГК РФ. Согласно указанной норме обладатель исключительного права наряду с использованием других способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250, ст. 1252, ст. 1253 ГК РФ), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда, или двойную стоимость права использования объекта смежных прав, определяемую исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.