Депутат Александр Сидякин: "Количество проблемных объектов долевого строительства не снижается"
На контроле рабочей группы при Госдуме по защите прав дольщиков в настоящее время находятся 836 объектов. В общей сложности 131 тыс. участников долевого строительства имеют проблемы с застройщиком. Речь, в частности, идет о случаях приостановки строительства, заморозки действий по реализации договоров долевого участия и т. д. Об этом на состоявшейся вчера в Парламентской газете пресс-конференции сообщил руководитель рабочей группы, депутат Александр Сидякин: "Представьте, скольких людей затронула эта проблема! Если умножить 131 тыс. человек на три [среднее количество человек в семье. – ГАРАНТ.РУ.], то это почти полмиллиона человек". Указанные цифры заметно отличаются от заявленных ранее Минстроем России (речь шла о 36,6 тыс. дольщиков). Подобное расхождение депутат объяснил тем, что статистика ведомства основывается на данных, внесенных в реестр проблемных объектов (приказ Минстроя России от 12 августа 2016 г. № 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан"). Включение в такой реестр носит заявительный характер, поэтому в него вошли далеко не все участники долевого строительства.
Правомерен ли отказ нотариуса наследникам дольщика в выдаче свидетельства о праве на наследство на том основании, что акт приема-передачи подписан, а переход права собственности не зарегистрирован? Ответ на этот и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступПри этом количество проблемных объектов не снижается, отметил Сидякин. Отсутствие позитивной динамики он связал с последствиями экономического кризиса, начавшегося в 2014 году. "Каждый раз, когда в экономику приходят сложности, через два года это достигает рынка строительства. Так было в 2010 году после кризиса 2008 года. Так и сейчас – в 2017 году мы испытываем последствия тех издержек, которые экономика страны понесла в 2014-2015 годах. У строительства отложенный цикл, есть законтрактованность, поэтому кризис чувствуется не сразу", – пояснил он. Тем не менее, эксперт пообещал, что за текущий год должно быть сдано 140 домов из указанного выше числа проблемных объектов.
Улучшению ситуации и сокращению количества обманутых дольщиков в значительной мере будет способствовать совершенствование законодательства, уверен депутат. Среди наиболее значимых нововведений можно выделить создание государственного компенсационного фонда (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Закон вступил в силу 30 июля текущего года, и на сегодняшний день уже 249 договоров долевого участия зарегистрированы с привлечением нового компенсационного механизма. Создание фонда связано, прежде всего, с тем, что институт страхования рисков застройщика работал неэффективно. "По большинству проблемных объектов риски были застрахованы в страховых компаниях, которые, как правило, вместе с застройщиком и исчезали", – указал эксперт. В отличие от страховщиков, единый компенсационный фонд – правительственная некоммерческая организация, и следовательно, независимая и более стабильная.
Помимо этого, на рассмотрении депутатов находится законопроект1, предусматривающий дополнительные требования к застройщикам. Так, предлагается установить солидарную ответственность владельцев (бенефициаров) застройщиков, а также лиц, имеющих фактическую возможность определять действия застройщика, за убытки, причиненные гражданам – участникам долевого строительства. Вместе с тем застройщиков могут обязать размещать в единой информационной системе жилищного строительства сведения об объектах строительства, включая информацию о разрешении на строительство, о проведенных проверках, о финансовом состоянии застройщика, о нарушениях, о вводе объекта в эксплуатацию и др.
Более того, депутат заверил, что законодатель продолжит вводить в отношении застройщиков дополнительные ограничения: "Не хочешь подчиняться жестким требованиям, не бери деньги дольщика – возьми деньги в банке, используй проектное финансирование или другие механизмы. Но если ты хочешь работать с деньгами граждан, выполняй суровые требования. Мы никого не выгоняем с рынка, мы оставляем тех, кто планирует свои действия исходя из рыночных реалий, а не просто из желания "срубить" денег".
Что касается других инициатив, Сидякин настаивает на том, чтобы были введены дополнительные критерии для признания объекта проблемным. Например, в том случае, когда застройщик признан несостоятельным, все его объекты должны автоматически становиться проблемными. Кроме того, предлагается сделать более понятными и приближенными к реальности условия вхождения в реестр проблемных объектов. Свои предложения участники рабочей группы направили в Минстрой России.