ФНП разъяснила, могут ли нотариусы не взимать плату за оказание услуг правового и технического характера
Paul Biryukov / Shutterstock.com |
Федеральная нотариальная палата указала на недопустимость освобождения лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты (письмо Федеральной нотариальной палаты от 20 ноября 2017 г. № 5083/03-16-3). Как указано в письме, несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание таких услуг является дисциплинарным проступком и может послужить основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов.
Также отмечено, что ситуация, при которой отдельные нотариусы субъекта РФ при совершении нотариальных действий систематически не взимают плату за оказание услуг правового и технического характера, ставит их в неравное положение с другими нотариусами региона, что недопустимо.
В письме ФНП напомнила, что нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых невозможно осуществление нотариальной деятельности: расходы на аренду (приобретение) помещения, заработную плату работникам, отчисления во внебюджетные фонды, на страхование своей профессиональной деятельности, членские взносы, на приобретение и обслуживание оргтехники, лицензионного программного обеспечения и т.д.
Одним из источников, позволяющих нотариусам самостоятельно финансировать свою профессиональную деятельность (помимо нотариального тарифа), является взимание платы за оказание услуг правового и технического характера.
Как указано в письме, к услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. Также к ним относятся такие действия нотариуса, как редактирование проектов документов, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, розыск документов, составление соответствующих запросов, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия.
Эти действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без осуществления таких услуг невозможно совершение нотариального действия.
Таким образом, по мнению ФНП, размер платы за услуги правового и технического характера складывается не из конкретных действий нотариуса по оказанию таких услуг, а из совокупности указанных факторов, из затрат на осуществление нотариальной деятельности, обусловленных хозяйственной деятельностью нотариальной конторы.
Нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять ее размер, в том числе не вправе в нарушение соответствующего решения нотариальной палаты освобождать лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты таких услуг.
Несколько лет назад вопрос, связанный с оплатой услуг правового и технического характера, являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который разъяснил, что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными по отношению к нотариальным действиям. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер. Если он не согласен с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями, такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо.
В отношении указанной позиции КС РФ в письме отмечено, что нотариусы при осуществлении своей профессиональной деятельности должны ориентироваться на положения действующего законодательства, поскольку с момента принятия указанного определения КС РФ законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, претерпело существенные изменения.