Общественники поддержали ряд законодательных мер по совершенствованию налогового администрирования
Peshkova/ Shutterstock.com |
В августе текущего года в Госдуму был внесен законопроект, которым предлагается пересмотреть подходы к мероприятиям налогового контроля. Пока документ готовится к первому чтению (дата его проведения еще не определена), общественники провели "нулевые чтения" по нему. В целом представители ОП РФ поддержали проектируемые меры, но реализация некоторых из них на практике, по мнению экспертов, может оказаться сложной.
Новый срок камеральной налоговой проверки
В первую очередь это касается инициативы1 сократить срок камеральной налоговой проверки до одного месяца. Сегодня она, напомним, по общему правилу проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса). Саму идею сократить срок проверки общественники посчитали своевременной и оправданной. Однако, как указано в рабочих тезисах к "нулевым чтениям" (находятся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), сокращение сроков налоговой проверки в ряде случаев может отразиться на эффективности мероприятий налогового контроля. Общественники также не исключают, что такая мера создаст дополнительную нагрузку для сотрудников налоговых органов.
Одним из компромиссных решений в данной ситуации, по мнению руководителя аналитической службы ООО "Пепеляев групп" Вадима Зарипова, может стать установление увеличенных сроков для некоторых видов проверок, в частности, в отношении НДС. Чтобы определить, какие еще исключения можно ввести, эксперты предложили уточнить позицию непосредственно ФНС России. Также, по словам руководителя проектов Фирмы 1С Ирины Баймаковой, возможно поэтапное снижение сроков проверки.
Однако некоторые участники обсуждения предположили, что установление исключений из правила о месячном сроке проверки снизит эффективность возможного нововведения. По прогнозам руководителя проекта по таможенному администрированию АО "Российской экспортный центр" Ирины Кашириной, правило об исключении будет срабатывать в 90% случаях. Поскольку налоговые органы могут заявить, что для камеральной проверки им недостаточно одного месяца. Главный бухгалтер АО "МЕТАКЛЭЙ" Игорь Щекотихин в связи с этим высказал мнение, что из правила о месячном сроке проверки не должно быть исключений – такая мера простимулирует работу налоговых органов и позволит оперативно проводить проверки.
Акт о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля как новый институт
Другое значимое положение законопроекта – введение обязанности налогового органа составлять акт о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, а также направлять его с приложениями налогоплательщику. Представители ОП РФ считают, что данная мера позволит устранить существующий сегодня пробел, когда обязанность направлять налогоплательщикам результаты дополнительных мероприятий прямо не предусмотрена, а суды указывают, что у налоговых органов она есть. Однако и здесь не обошлось без замечаний – общественники посчитали избыточным установление обязанности налоговых органов направлять не только акт, но и материалы, полученные в результате дополнительных контрольных мероприятий. В этом случае может опять-таки возникнуть лишняя нагрузка на инспекторов, считают эксперты. Также они назвали не вполне обоснованным исключение юридических лиц из предлагаемого правила. По мнению членов ОП РФ, акт налоговой проверки должен направляться по месту жительства физлица, а также по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения.
Свои замечания к проекту в этой части высказало и правовое управление Комитета Госдумы по бюджету и налогам – его заключение размещено на официальном сайте Госдумы. Согласно проектируемому п. 6.2. ст. 101 НК РФ, акт о проведенных дополнительных мероприятиях будет вручаться проверяемому лицу в течение 5 дней. Но сегодня установлено, что проверяемое лицо вправе представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий в течение 10 дней со дня истечения срока их проведения (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). То есть, по мнению представителей управления, нарушится последовательность действий налогоплательщика, так как составление акта должно предшествовать представлению возражений. Кроме того, в заключении правового управления указано, что в связи с введением института акта о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в НК РФ также следует раскрыть основные положения, касающиеся оформления результатов проведения дополнительных мероприятий: содержание акта, порядок составления и утверждение его формы.
Повышенные пороги для некоторых контролируемых сделок
Законопроектом предлагается установить, что контролируемыми сделками должны считаться те, которые совершены между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, жительства либо налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, если сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 3 млрд руб. Сегодня эта сумма равна 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Как ожидают авторы инициативы, группа депутатов Госдумы, сокращение перечня внутрироссийских сделок, подлежащих налоговому контролю за счет повышения порога снизит издержки налогоплательщиков. Общественники согласились с этим и в то же время высказали опасения, что территориальные налоговые инспекции могут установить дополнительные меры контроля сделок, выпадающих из перечня контролируемых в рамках поправки. Поэтому они считают необходимым принять меры, направленные на пресечение подобных действий.
Также в проекте документа предполагается повышение порога и для сделок между взаимозависимыми лицами с иностранным участием. В соответствии с законопроектом, сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации, жительства или налогового резидентства одной из них не является Российская Федерации, признаются контролируемыми, когда сумма доходов за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. По мнению разработчиков законопроекта, такая мера повысит эффективность контроля со стороны налоговых органов и снизит издержки бизнеса. Но общественники посчитали этот порог недостаточным и предложили повысить его до 100 млн руб. Они указали, что предлагаемая в проекте сумма не исключает образование административных барьеров, особенно в рамках деятельности инновационных предприятий.
В целом, по оценке экспертов, предлагаемые изменения не направлены на фундаментальное совершенствование системы налогообложения и смогут повлечь лишь отдельные улучшения механизма налогового контроля. Однако основную идею совершенствования налогового администрирования они поддержали – с учетом необходимости и дальше проводить работу в данном направлении.