Педагогов могут обязать проходить обучение по оказанию медпомощи и получать соответствующую аккредитацию
С 15 июля прошлого года обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи стало одной из составляющих охраны здоровья обучающихся (п. 11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). На данный момент Минздрав России совместно с Минобрнауки России принимают решение о том, следует ли обязать учителей проходить обучение по оказанию медицинской помощи и получать соответствующую аккредитацию или установить добровольный порядок такого обучения. Об этом рассказала вчера в ходе Всероссийского сетевого форума "Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства" заместитель Министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева. Указанный вопрос может быть решен в рамках объявленного Президентом РФ с 2018 по 2027 годы Десятилетия детства (Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства").
Помимо этого, представитель Минздрава России упомянула и о других предложениях ведомства, связанных с грядущим Десятилетием детства. Среди них:
- развитие инфраструктуры педиатрической службы (строительство новых корпусов, реконструкция или капитальный ремонт существующих детских лечебных учреждений);
- профилактика искусственного прерывания беременности и отказов от новорожденных, а также сопровождение беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- внедрение современной модели оказания медицинской помощи детям в образовательных организациях во всех регионах страны;
- профилактика инфекционных заболеваний в детском возрасте (расширение национального календаря профилактических прививок за счет вакцинации против ветряной оспы, ротавирусной и гемофильной инфекций) и др.
Правительство РФ должно было подготовить и утвердить план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, еще к концу августа – началу сентября, однако документ до сих пор находится в работе. "Нам хочется, чтобы этот план включал как можно больше мнений сторон, поэтому мы не торопимся с его сиюминутным утверждением. Хочется достичь консенсуса и поставить себе посильные задачи", – пояснил Первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко.
Ознакомиться с проектом плана можно на сайте министерства. Среди указанных мероприятий там отмечены, например, продление и развитие программы материнского капитала, решение проблемы обеспечения жильем многодетных семей и семей с ребенком-инвалидом, увеличение расходов на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, совершенствование организации питания школьников, проведение Года детского туризма, разработка "дорожной карты" по устройству в семьи детей-сирот, подготовка Плана мероприятий по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних и т. д. Кроме того, проект предусматривает создание до конца текущего года Координационного совета при Правительстве РФ по проведению Десятилетия детства. "До 2030 года у нас образуется демографическая яма, и мы должны в этот период все усилия приложить для того, чтобы предотвратить проблему снижения рождаемости, поддержать демографию. Как никогда кстати здесь провозглашенное Десятилетие детства", – уверен Вовченко.
Вместе с тем первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин надеется, что приуроченные к Десятилетию детства мероприятия помогут решить проблему псевдоинклюзии. "Инклюзия – общемировая тенденция. Но это не просто совместное обучение детей с инвалидностью и без, это совместное обучение таких детей в специально созданных условиях. Когда специальные условия не создаются, это не инклюзия", – заявил депутат. По его словам, количество коррекционных учебных заведений за последние несколько лет сократилось более чем на 300 единиц. В связи с этим Смолин планирует предложить поправку к закону, согласно которой ликвидация или реорганизация таких учебных заведений должна будет осуществляться исключительно с согласия общего собрания родителей. "Убедили родителей, что в новых условиях их детям будет лучше, нет проблем. Не убедили – продолжайте убеждать. В педагогике, в образовании, как и в медицине, должен соблюдаться принцип "не навреди"", – отметил он.
При этом есть и инициатива, у которой есть все шансы на реализацию в ближайшее время, – инвалидам может быть предоставлено право на бесплатное поступление в ссузы вне конкурса по квоте, аналогичной для приема в вузы. Соответствующий законопроект1 был внесен в Госдуму 6 октября.
Еще одно важное нововведение вступит в силу с 1 января 2018 года. С этого дня будет введен новый вид социальной пенсии – социальная пенсия детям, родители которых неизвестны. Она установлена в той же сумме, что и пенсия детям по потере кормильца. С 1 января будущего года ее размер составит 10 068,53 руб. Как подчеркнула член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, член Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Ольга Баталина, благодаря реализации этой инициативы будет устранена существовавшая ранее вопиющая несправедливость. "Если родители лишены родительских прав, то на спецсчете ребенка накапливаются алименты, и к совершеннолетию именно это образует финансовую основу поддержки вхождения ребенка во взрослую жизнь. Если родители или один родитель умер или погиб, то государство выплачивает пенсию по потере кормильца. Дилемма была в отношении тех детей, родители которых были неизвестны, – невозможно было однозначно зафиксировать, что родители погибли, на это не было никаких оснований, но и нельзя было сказать, что они когда-нибудь заплатят алименты, потому что это не имело никаких перспектив. Очень хорошо, что эту проблему удалось решить", – заключила она.