Новости и аналитика Новости Совет Федерации предлагает существенно ужесточить ответственность за нарушения прав потребителей

Совет Федерации предлагает существенно ужесточить ответственность за нарушения прав потребителей

Совет Федерации предлагает существенно ужесточить ответственность за нарушения прав потребителей
Valentin T / Shutterstock.com

В августе текущего года была утверждена Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, предусматривающая, в частности, необходимость актуализации законодательства, регулирующего данную сферу, и введения эффективных мер ответственности за его нарушения.

В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится целый ряд законодательных инициатив, направленных на установление дополнительных гарантий потребителей. В их числе предложения по ограничению общего размера обязательств (проценты, неустойка и др.) заемщика по договору потребительского кредита, определению понятия "агрегатор товаров (услуг)" и введению ответственности интернет-агрегаторов за предоставление потребителю недостоверной информации о товаре, его изготовителе, импортере, продавце, а также исполнителе услуги1 и др.

Среди законопроектов, уже разработанных на уровне Правительства РФ, но пока не внесенных в Госдуму, можно выделить, в частности, подготовленный Минтрудом России проект поправок в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – закон о защите прав потребителей), предусматривающих особые меры защиты инвалидов, лиц пожилого возраста и несовершеннолетних2. Предлагается обязать продавцов товаров и исполнителей услуг доводить до указанных лиц необходимую информацию (п. 1 ст. 8 закона о защите прав потребителей) в доступном им формате и запретить отказывать в продаже товаров или оказании услуг данным лицам по причине ограничения жизнедеятельности или возраста, за исключением случаев, когда воспрепятствование в доступе к товару (услуге) обусловлено законодательно установленными ограничениями или необходимостью обеспечить безопасность потребителя.

Составить претензию о возврате денежных средств, уплаченных за товар ненадлежащего качества, о нарушении срока доставки товара, приобретенного дистанционным способом, и другие претензии о нарушении прав потребителя вам поможет cервис "Конструктор правовых документов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Однако, помимо введения таких дополнительных гарантий, необходимо существенно увеличить ответственность за нарушения прав потребителей, считает экспертное сообщество. Соответствующие предложения по корректировке статей КоАП и Уголовного кодекса уже подготовили эксперты временной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей при Совете Федерации совместно с Общероссийским общественным движением в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" (они были обнародованы на заседании временной рабочей группы, состоявшемся 9 ноября; материалы к заседанию имеются в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). Так, например, в 2-5 раз предлагается увеличить штрафы за такие "традиционные" нарушения, как продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации (ст. 14.5 КоАП РФ), обман потребителей (ст. 14. 7 КоАП РФ), нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ). Кроме того, планируется установить ответственность за совершение этих нарушений индивидуальными предпринимателями – действующей редакцией указанных статей она прямо не предусмотрена, и на ИП распространяются те же санкции, что и на должностных лиц (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). Согласно предложенным поправкам для ИП будут установлены более высокие штрафы, чем для должностных лиц.

Особого внимания, по мнению экспертов, требуют отношения, возникающие при исполнении обязательных требований к продукции и оценке соответствия. В связи с этим они предлагают увеличить штрафы за нарушение:

  • требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП РФ);
  • порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ);
  • порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ);
  • правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 КоАП РФ).

Неэффективность действующих санкций за указанные нарушения подтверждается статистикой Росаккредитации: по данным ведомства, в первом полугодии текущего года с нарушениями были выданы примерно 14 тыс. сертификатов соответствия – более пятой части от общего количества выданных сертификатов (79,5 тыс.). По словам заместителя руководителя Росаккредитации Сергея Мигина, лишь небольшой процент таких разрешительных документов отменяется выдавшими их организациями по указанию ведомства. "Ключевая проблема на сегодняшний день заключается в том, что ни у одного надзорного органа нет полномочий по признанию таких сертификатов недействительными, – подчеркнул он. – Мы принимаем все меры реагирования вплоть до закрытия таких органов по сертификации, но выданные ими сертификаты, в том числе без проведения испытаний, подтверждающих безопасность продукции, продолжают обращаться на рынке. Доходит до абсурда: бывают случаи, когда сам заявитель хочет признать свой сертификат недействительным, но если выдавший его орган ликвидирован, сделать это некому". Существует несколько прецедентов отмены сертификатов в судебном порядке, но ситуацию в целом они исправить не могут. Поэтому Росаккредитация выступает за скорейшее принятие законопроекта3, устанавливающего особенности признания недействительными сертификатов соответствия, выданных органами по сертификации, аккредитация которых была прекращена, и наделяющего государственные надзорные органы полномочиями по принятию соответствующих решений.

Также ведомство поддерживает предложения рабочей группы Совета Федерации по ужесточению уголовной ответственности за такие нарушения в сфере оценки соответствия, как производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки или нанесения предусмотренной законодательством информации (ст. 171.1 УК РФ) и производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). Помимо этого, Росаккредитация намерена инициировать дополнение Уголовного кодекса новым составом: изготовление в целях сбыта и сбыт поддельных сертификатов соответствия, деклараций соответствия, протоколов испытаний, сообщил Сергей Мигин.

Как отметил в заключение заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко, окончательное решение о том, какие из обозначенных предложений будут оформлены в виде законодательных инициатив Совета Федерации, будет принято на следующем заседании рабочей группы, которое состоится в начале декабря.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"

Читайте также:

Понуждение потребителя сообщать свои персональные данные под угрозой незаключения договора может стать наказуемым

Понуждение потребителя сообщать свои персональные данные под угрозой незаключения договора может стать наказуемым

Речь идет о случаях, когда обязанность сообщать личные данные не предусмотрена законом или не связана с исполнением договора.

______________________________

1 Законопроект № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и законопроект № 126869-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" соответственно.
2 Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особых мер защиты прав потребителей из числа инвалидов, лиц пожилого возраста и детей" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-17/00072573).
3 Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/05-16/00049152).