Закон об ответственности за опасное вождение будет принят до конца года
Запрет на опасное вождение был закреплен в ПДД почти полтора года назад (постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 477), однако ответственность за его несоблюдение пока законодательно не закреплена. Как сообщил вчера первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, правительственный законопроект1, предусматривающий штраф в размере 5000 руб. за опасное вождение, является одной из приоритетных инициатив в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и будет принят до конца года (в первом чтении был принят 27 января).
Поскольку определение опасного вождения дается через описание совершаемых водителем одного или следующих друг за другом нескольких действий и предполагает оценку того или иного маневра, устанавливать состав соответствующего правонарушения будет довольно сложно, отметил депутат. В связи с этим он предлагает использовать в качестве обязательного приложения к оформляемому протоколу о правонарушении файла, полученного путем видеофиксации действий водителя, для того чтобы можно было оценить их в динамике. "Для подстраховки от возможных злоупотреблений со стороны сотрудников Госавтоинспекции и недопущения квалификации в качестве опасного вождения действий человека, который маневрирует и едет довольно быстро, но технически грамотно, нужно внести в законопроект поправку, согласно которой административное производство по такому правонарушению будет вести не зафиксировавший его инспектор, а, например, руководитель соответствующего подразделения ГИБДД, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения или их заместители", – считает депутат. А для тех водителей, которые целенаправленно выбирают опасную манеру вождения, впоследствии может быть введена повышенная ответственность – не исключено, что повторное нарушение будет наказываться лишением права управления транспортными средствами, административным арестом или обязательными работами. Вынести соответствующую инициативу на обсуждение Вячеслав Лысаков планирует по истечении как минимум полугода с момента введения штрафа за опасное вождение.
Также в ходе текущей сессии Госдумы планируется принять законопроект2 о необходимости уплаты залога в размере 30 тыс. руб. для возврата автомобиля, задержанного и помещенного на специализированную стоянку по причине:
- управления ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ);
- невыполнения водителем законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ);
- невыполнения водителем запрета на употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после ДТП, к которому он причастен, либо до проведения освидетельствования на состояние опьянения при остановке ТС должностным лицом (ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ).
Каков порядок обжалования водителем постановления об административном правонарушении, узнайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступЗа совершение каждого из перечисленных нарушений назначается штраф в 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами. Однако на практике применяется фактически только вторая часть наказания: по данным МВД России, лишь 30% водителей уплачивают назначенный штраф. Реализация предложения о введении обязательного залога за возврат машины со штрафстоянки поможет исправить эту ситуацию. Внесенные владельцем ТС или его представителем залоговые средства будут зачисляться на счет органа полиции и засчитываться как уплата штрафа. Если же в результате обжалования вынесенного в отношении водителя постановления будет доказано, что он не находился в состоянии опьянения, залог будет ему возвращен.
Очень важным Комитет считает правительственный законопроект о введении дифференцированного наказания за систематическое нарушение ПДД3. Согласно проекту к водителям, более трех раз нарушившим правила управления или эксплуатации ТС (документом определено, какие именно), будет применяться более серьезная по сравнению с предусмотренной за совершение соответствующего нарушения санкция, а именно: лишение права управления автомобилем на срок от одного до полутора лет, а в случае отсутствия этого права – штраф от 10 до 30 тыс. руб. Предполагается, что это поможет дисциплинировать водителей, допускающих неоднократные нарушения, которые являются основной причиной ДТП. Но поскольку повышенная мера наказания сможет применяться только в случае выявления нарушения непосредственно сотрудником ГИБДД, а не путем фото- или видеофиксации, а количество инспекторов сильно сократилось, вряд ли можно ожидать значительного снижения числа систематических нарушений, отметил Вячеслав Лысаков. При этом, по его мнению, в определенный законопроектом перечень нарушений, неоднократное совершение которых будет являться основанием для лишения водителя права управления ТС, должны включаться только грубые нарушения. В связи с этим депутат предлагает исключить из него непредоставление преимущества в движении пешеходам (ст. 12.18 КоАП РФ), так как критерии этого правонарушения довольно размыты, и возможность лишения прав за его совершение может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов ГИБДД, а также превышение скорости на величину более 40, но не более 60 км/ч (ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ).
Среди интересных, но пока не оформленных в виде законопроектов инициатив Вячеслава Лысакова можно выделить следующие:
- об отмене выезда сотрудников Госавтоинспекции на место мелких аварий, в результате которых ущерб причинен только автомобилям, – обращение с соответствующей просьбой депутат направил главе правительства Дмитрию Медведеву;
- об отказе от отправления "писем счастья" лицам, уплатившим штраф со скидкой 50% в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложения административного штрафа (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ), – соответствующие поправки планируется подготовить в начале следующего года. Поскольку сам факт досрочной уплаты водителем штрафа является подтверждением отказа от обжалования постановления о наложении штрафа, нет никакого смысла в направлении ему этого постановления, а значит, перед отправкой уведомления необходимо будет проверять, не оплачен ли штраф, пояснил депутат;
- об упрощении порядка обжалования штрафов за нарушение ПДД, например путем обжалования явных ошибок и технических сбоев программ, фиксирующих нарушения, в онлайн-режиме с автоматической отменой постановления об административном правонарушении.