Общественники уверены в необходимости присутствия на выборах наблюдателей от общественных палат
В предстоящее воскресенье – 10 сентября – в России состоится единый день голосования. В этот день в 16 регионах страны пройдут выборы высших должностных лиц субъектов РФ (глав республик и губернаторов), в 6 – выборы депутатов региональных законодательных (представительных) органов власти. На муниципальном уровне будут избираться главы муниципальных образований и депутаты представительных органов муниципалитетов, в том числе административных центров субъектов РФ. Также во многих муниципалитетах пройдут местные референдумы.
Информацию обо всех предстоящих выборах и сведения о зарегистрированных кандидатах можно найти в календаре выборов на официальном сайте Центральной избирательной комиссии РФ (www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom). Также с помощью сервиса "Найди свой избирательный участок" на сайте комиссии можно по адресу места жительства узнать номер и адрес своего избирательного участка. Кроме того, необходимую информацию и разъяснения можно получить, позвонив в Информационно-справочный центр комиссии по телефону +7-800-301-12-09.
За соблюдением избирательных прав граждан в ходе избирательной кампании будут следить в том числе Общественная палата РФ и региональные общественные палаты, которые уже открыли горячие линии для приема обращений граждан. Поступающие на них обращения после проверки передаются в избирательные комиссии или правоохранительные органы – в зависимости от сути претензии.
В то же время, для того чтобы в полной мере обеспечить общественный контроль за соблюдением прав граждан на всех стадиях избирательного процесса, необходимо предоставить общественным палатам право направлять своих наблюдателей на избирательные участки и закрепить это право в федеральном законодательстве, отметили руководители групп по защите избирательных прав граждан при региональных общественных палатах в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции. В настоящее время, напомним, наблюдатели могут быть назначены от зарегистрированных кандидатов и политических партий (п. 4 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; далее – закон об основных гарантиях избирательных прав).
При этом общественники не исключают возможности корректировки регионального законодательства. Так, например, поправки о назначении наблюдателей от общественной палаты предполагается внести в уставный закон о выборах губернатора и закон о муниципальных выборах Калининградской области, сообщила председатель Общественной палаты Калининградской области Тамара Кузяева. Кстати, в действующем законодательстве говорится о возможности назначения наблюдателей иными, помимо избирательных, объединениями в случае, когда это предусмотрено законом (п. 4 ст. 30 закона об основных гарантиях избирательных прав).
В каком случае член избирательной комиссии может быть уволен по инициативе работодателя в период избирательной кампании, узнайте из материала "Ограничения на увольнение по инициативе работодателей" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный
доступ на 3 дня бесплатно!
Пока же общественные палаты активно участвуют в обучении наблюдателей: в некоторых регионах с избирательными комиссиями или зарегистрированными политическими партиями заключаются предварительные соглашения об этом, в других, напротив, сначала проводится обучение, а потом кандидатам и политическим партиям предлагается выбирать в качестве наблюдателей тех граждан, которые его прошли.
Кроме того, рабочие группы по защите прав избирателей при общественных палатах проводят разъяснительную работу с гражданами, в том числе информируют их об изменениях в законодательстве. Напомним, летом текущего года были приняты существенные поправки, касающиеся как процедуры голосования (в частности, отменена необходимость получать открепительные удостоверения для голосования по месту нахождения), так и ужесточения ответственности избирателей за голосование вместо другого лица или повторное голосование на одних и тех же выборах и членов избирательных комиссий – за предоставление возможности для осуществления указанных действий (Федеральный закон от 1 июня 2017 г. № 104-ФЗ). Причем такие деяния отныне могут быть квалифицированы не только как административные правонарушения, но и как преступления (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 249-ФЗ).
Качественное проведение разъяснительной работы с избирателями, по наблюдениям общественных палат, ведет к сокращению поступающих к ним обращений, поскольку многие из них связаны с недостаточной информированностью граждан о предстоящих выборах или о порядке проведения выборов в принципе. Однако по-прежнему есть жалобы на различные нарушения: от размещения печатных агитационных материалов в подъездах без согласия собственников помещений до фактов давления на избирателей, в частности – работников бюджетных учреждений.
Неправомерные действия совершаются и в отношении другой стороны избирательного процесса – кандидатов и политических партий. Так, из регионов поступили сообщения о порче агитационных материалов, поджоге штаба одной из партий, избиении нескольких кандидатов, сообщил член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, сопредседатель Ассоциации некоммерческих организаций по защите избирательных прав "Гражданский контроль" Александр Брод.
Значительное количество обращений касается "судебной войны" между партиями и кандидатами. Как отметил член ОП РФ, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев, практика отмены регистрации кандидата или снятия с выборов всего партийного списка по иску другой партии становится все обширнее. Причем во многих случаях поводы для обращения в суд являются недостаточно обоснованными (например, требование о снятии кандидата с выборов губернатора в связи с тем, что во время теледебатов он прочел стихотворение, что рассматривается истцом как нарушение законодательства об интеллектуальной собственности). Так, только в Ленинском районе Московской области по состоянию на конец августа путем взаимных исков было снято с выборов 16 кандидатов в депутаты. "По нашей оценке, эта масштабную деятельность партий и кандидатов по снятию друг друга с выборов следует квалифицировать как использование грязных политических технологий. И она становится одной из основных угроз нормальному предвыборному процессу", – подчеркнул Максим Григорьев. В связи с этим ОП РФ направит политическим партиям, включая парламентские, рекомендацию о заключении соглашения об отказе от использования таких черных политических технологий.
В заключение общественники отметили, что к деятельности по информированию граждан о ходе избирательной кампании необходимо привлекать журналистов и блогеров, что поможет избежать жалоб о недостаточном освещении предстоящих выборов.