Экспертное сообщество: создание стационарных отделений скорой медицинской помощи необходимо для качественного ее оказания
Volkova Vera / Shutterstock.com |
Количество обращений за оказанием скорой медицинской помощи превышает 45 млн в год. При этом, по словам ректора Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Сергея Багненко, более чем в 80% вызовов машины скорой помощи доезжают до пациента не более чем за 20 минут – именно такое время предусмотрено Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н; далее – Приказ № 388н). К 2020 году этот показатель, согласно госпрограмме "Развитие здравоохранения", должен увеличиться до 93,5%.
Однако своевременное прибытие машины скорой помощи еще не гарантирует качественного оказания данного вида помощи, которая предполагает и доставку больных в медицинские учреждения, и оказание помощи в стационарных условиях. В прошлом году Президент РФ Владимир Путин поручил Минздраву России рассмотреть вопрос о целесообразности совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере организации оказания скорой и неотложной медицинской помощи (п. 2 перечня поручений от 23 марта 2016 г. № Пр-514). В перечне поручений обозначено лишь одно из направлений возможных изменений – передача функции по предоставлению транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи негосударственным организациям. Некоторые регионы используют такой аутсорсинг уже несколько лет.
Для сбора и систематизации предложений в данной области был создан специальный Экспертный совет при Комитете Госдумы по охране здоровья по вопросам совершенствования законодательства в сфере оказания скорой специализированной медицинской помощи, а также оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах (далее – экспертный совет). О том, реализация каких мер необходима в ближайшее время, эксперты рассказали в ходе состоявшегося вчера круглого стола.
Уточнение понятий. Так, например, следует дать определение консультативной скорой медицинской помощи, которого нет ни в Приказе № 388н, ни в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", считает руководитель экспертного совета Юрий Кобзев. По мнению эксперта, должно стать понятным не только то, что включает в себя консультативная скорая помощь, но и кто несет ответственность за данные консультации.
Куда обратиться с жалобой на нарушение прав пациента, узнайте из материала "Виды нарушений прав пациента" Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступТакже необходимо уточнить, что понимается под своевременным прибытием автомобиля скорой помощи, и просчитать, за какое время бригады скорой помощи реально могут доехать до пациента в каждом регионе. Далеко не все субъекты РФ провели соответствующие расчеты, которые могут помочь найти наиболее вероятные пути обеспечения доступности населения скорой медицинской помощью, хотя законодательством уже сейчас предусмотрена возможность корректировки времени доезда бригад скорой помощи с учетом транспортной доступности, плотности населения, климатических и географических особенностей регионов (п. 6 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи).
Создание стационарных отделений скорой медицинской помощи. Большинство транспортируемых автомобилями скорой помощи больных доставляется в обычные приемные отделения больниц, где, как правило, нет надлежащего оборудования для оказания им необходимой помощи, отмечают эксперты. Оставляет желать лучшего и оперативность помощи в этом случае.
Поэтому ключевую роль в повышении качества соответствующей помощи играет создание стационарных отделений скорой медицинской помощи, где пациентам может быть оказана действительно экстренная специализированная помощь, подчеркнул Сергей Багненко. Сейчас формирование таких структурных подразделений предусмотрено в медицинских организациях, имеющих коечную мощность не менее 400 коек, при условии ежедневного поступления не менее 50 пациентов для оказания скорой медицинской помощи (п. 3 Правил организации деятельности стационарного отделения скорой медицинской помощи). Предполагается, что к 2020 году данные отделения будут сформированы в 90% указанных медицинских организаций, и в них будут привозить 50% всех пациентов, доставляемых в стационары по экстренным показаниям (подпрограмма "Развитие скорой медицинской помощи"). Однако пока соответствующие отделения функционируют лишь в некоторых городах, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Казани, Набережных Челнах.
Развитие санитарной авиации. Поскольку в труднодоступных регионах оказание скорой помощи невозможно без использования авиатранспорта, уже принято решение о финансировании из федерального бюджета региональных программ развития оказания медицинской помощи в экстренной форме с использованием санитарной авиации, в том числе строительства вертолетных площадок, в 2017-2019 годах. Соответствующие программы уже утверждены, к примеру, в Костромской области (постановление Администрации Костромской области от 24 января 2017 г. № 11-а), Якутии (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2017 г. № 43) и др. Всего проект затронет 34 региона.
Информатизация процесса оказания скорой медицинской помощи. Речь идет прежде всего об оснащении станций скорой медицинской помощи автоматизированными информационными системами, позволяющими определить геолокацию точки вызова и дежурных бригад и строить для них кратчайшие маршруты. Помимо этих систем, необходимо создавать единые для всего регоина информационные системы по обработке вызовов и маршрутизации, что позволит наладить не только своевременную, но и целенаправленную эвакуацию пациентов. То есть без промежуточной госпитализации в ближайшей больнице они будут доставляться в специализированные лечебные учреждения: с острым коронарным синдромом – в сосудистый центр, тяжелой пневмонией – в пульмонологическое отделение областной больницы и т. д., пояснил Сергей Багненко.
В заключение представители профессионального сообщества подчеркнули важность информирования населения об особенностях оказания скорой медицинской помощи. Так, доведение до граждан разъяснений о разнице между экстренной и неотложной медицинской помощью, возможности получения скорой медицинской помощи амбулаторно без вызова автомобиля скорой помощи, важности знания симптомов наиболее распространенных острых заболеваний поможет, с одной стороны, обеспечить своевременное оказание необходимой помощи, а с другой – уменьшить число ложных вызовов, которое на данный момент составляет около 2,5 млн в год.