ОП РФ: расположенные вблизи газопроводов постройки нельзя сносить без выплаты компенсации их владельцам
На сегодняшний день, по данным Общественной палаты РФ, проблема сноса жилых построек по искам нефтегазовых компаний к добросовестным приобретателям земельных участков в связи с нахождением трубопроводов в недопустимых расстояниях от городов, населенных пунктов и садовых некоммерческих товариществ существует примерно в трети регионов cтраны (Московская, Владимирская, Ростовская область, Пермский край, Республика Татарстан и др.). Согласно действующему законодательству здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств лиц, допустивших нарушения (ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; далее – закон о газоснабжении).
В ряде случаев речь идет об участках, не оформленных надлежащим образом в собственность, или постройках, разрешение на строительство которых не было получено, либо случаях, когда нефтегазовая компания предупреждала органы местного самоуправления или непосредственно застройщика о местоположении трубопроводов с целью предотвращения нарушений охранной зоны и зоны минимально безопасных расстояний (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19 января 2016 г. № 11-КГ15-33).
Однако большинство исков предъявляется к законным владельцам земельных участков, имеющих все необходимые правоустанавливающие документы. Причем администрации соответствующих населенных пунктов, выдающие разрешения на строительство, и тем более сами граждане могут не знать о существующих ограничениях на использование участков, так как в кадастровой документации не содержатся сведения об охранных зонах и минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения, а обязанности регистрации ограничений прав на землю в связи с установлением таких зон в законодательстве не предусмотрено. Поэтому решение о сносе принадлежащих таким гражданам построек может быть принято только при условии выплаты им соразмерной компенсации, единогласно заявили участники круглого стола, посвященного обсуждению соответствующей проблемы, который состоялся 21 апреля в ОП РФ. Для того чтобы гарантировать соответствующее возмещение, необходимо определить, за счет каких средств будут выплачиваться компенсации, считают эксперты. Также можно подумать о создании специальных структур (например, переселенческих фондов), которые будут следить за соразмерностью возмещения, предлагать варианты по переезду в населенные пункты, не находящиеся рядом с газопроводами и т. д., отметил член ОП РФ, адвокат Анатолий Кучерена.
БЛАНКИ
Исковое заявление о признании права собственности на самовольную постройку за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка
При этом снос построек не должен рассматриваться в качестве единственного способа обеспечения безопасности при эксплуатации объектов систем газоснабжения, подчеркнул заместитель секретаря ОП РФ Александр Музыкантский. По его мнению, такой вариант целесообразен, если в охранной зоне находится одно-два строения, но когда снести требуют десятки домов в дачном поселке, например (а именно это и происходит сейчас на практике), то проще перенести часть газопровода, особенно если дело касается населенных пунктов или СНТ, существующих не одно десятилетие (в этом случае у их жителей возникает сильная эмоциональная связь с конкретным местом) или появившихся раньше, чем был проведен газопровод. Кстати, перенос участков магистральных газопроводов за пределы минимально допустимых расстояний по отношению к зданиям и сооружениям, а не самих этих построек был запланирован Правительством РФ для ряда подлежащих реконструкции газопроводов (распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2015 г. № 816-р "О схеме территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)").
Кроме того, общественники обратили внимание на необходимость уточнения понятийного аппарата. Так, закон о газоснабжении устанавливает, по сути, санкцию в виде сноса построек за строительство в пределах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, но не дает определения соответствующей зоны. Определение дано для охранной зоны объектов системы газоснабжения: под ней понимается территория с особыми условиями использования вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения (ст. 2 закона о газоснабжении). Важно, что в охранных зонах трубопроводов запрещено возведение построек без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта (п. 4 Правил охраны магистральных трубопроводов). Подобным образом нужно закрепить определение понятия "минимально допустимые расстояния" и установить особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в зонах минимальных расстояний, считают эксперты. Также, по их мнению, необходимо актуализировать нормативы, устанавливающие размеры охранных зон и зон минимально допустимых расстояний трубопроводов (то есть указанные выше Правила охраны магистральных трубопроводов и Свод правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы". Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*).
Более того, следует обратить внимание судов на то, насколько правомерными являются требования о сносе сооружений, возведенных до вступления в силу закона о газоснабжении, ведь по общему правилу закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет, отметил член Ученого совета СПбГУ, член научно-консультативного совета ВС РФ Михаил Шварц.
По итогам обсуждения был сформирован проект перечня рекомендаций ОП РФ:
- Правительству РФ – о подготовке изменений в действующее законодательство, направленных на регулирование отношений собственников земельных участков в зоне минимальных расстояний от объектов систем газоснабжения и нефтегазовых компаний;
- Генеральной прокуратуре РФ – об обеспечении защиты имущественных и жилищных прав собственников таких земельных участков и возведенных на них построек и проверке законности нахождения действующих магистральных трубопроводов в границах населенных пунктов;
- ВС РФ – о проведении анализа судебной практики по искам в отношении собственников, чьи строения, включая жилые дома, находятся в зоне минимально допустимых расстояний и охранных зонах магистральных трубопроводов; доведении до судов необходимости рассмотрения в качестве юридически значимых обстоятельств в делах этой категории таких фактов, как добросовестность приобретения земельного участка, наличие реальной возможности получить информацию о его нахождении вблизи зоны прохождения магистрального трубопровода, осведомленность органов государственной власти и местного самоуправления о наличии трубопроводов вблизи передаваемых в частную собственность земельных участков;
- нефтегазовым компаниям – о непредъявлении исков к добросовестным владельцам земельных участков исков о сносе находящихся на них построек до внесения в законодательство необходимых поправок.
Стоит отметить, что обращения по вопросу принятия дополнительных мер защиты добросовестных владельцев объектов недвижимости, расположенных в охранных зонах и зонах минимальных расстояний газопроводов, направлялись ОП РФ в Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.
В ответе Государственно-правового управления Президента РФ отмечается, что ряд мер, направленных на решение существующей проблемы, уже принят. С 1 января 2018 года текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны будут включаться в перечень документов, необходимых для ввода в эксплуатацию объекта системы газоснабжения (подп. "б" п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ), что позволит представлять в Росреестр информацию об охранных зонах новых газопроводов (на основании ст. 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Тем не менее законодательство по-прежнему не предусматривает механизмы соотнесения границ охранной зоны с границами конкретного земельного участка и информирования граждан о включении участков в состав зон с особыми условиями использования, поэтому Правительству РФ следует подготовить соответствующие предложения о его совершенствовании, заключило Государственно-правовое управление Президента РФ.