Новости и аналитика Новости Инвалиды могут пожаловаться в ОП РФ, если им недоступны нотариальные услуги

Инвалиды могут пожаловаться в ОП РФ, если им недоступны нотариальные услуги

Инвалиды могут пожаловаться в ОП РФ, если им недоступны нотариальные услугиПроблемы доступности услуг нотариусов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обсудили на этой неделе в рамках организованного ОП РФ круглого стола "Нотариат и общество на пути перемен".

Президент Межрегиональной общественной организации ''Центр содействия развитию нотариата'' Валентина Любимова в первую очередь отметила отсутствие у инвалидов гарантированной возможности воспользоваться нотариальными услугами на дому. ''Каждый нотариус самостоятельно решает выезжать ему к клиенту или нет. Есть даже такой термин ''невыездной нотариус'', – отметила она. По ее мнению, необходимо заимствовать международную практику и установить обязательство нотариусов выезжать на дом к любому клиенту в течение трех дней после его обращения за получением нотариальных услуг. При этом нотариальные действия должны совершаться строго по установленным для всех нотариусов тарифам.

С проблемами при пользовании услугами нотариусов сталкиваются, в том числе, глухие и слепоглухие люди. Так, президент РОО ''Объединение переводчиков жестового языка'' Лилия Ионичевская предложила на законодательном уровне закрепить льготы для инвалидов за предоставление нотариусами услуг сурдопереводчика и за выезд нотариуса на дом к инвалиду.

О правовых последствиях отсутствия к входу здания пандуса для маломобильных групп населения узнайте из материала "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Еще одной важной проблемой Валентина Любимова считает неготовность самих нотариальных контор к приему людей с инвалидностью. ''В Москве из 691 нотариальной конторы техническими средствами для инвалидов обеспечены только в 36 из них'', – рассказала она. Елена Туркина, представитель клуба инвалидов «Сергий» Сергиево-Посадского района, подтвердила, что даже в тех нотариальных конторах, где оборудован пандус или подъемники, нередко отсутствует кнопка вызова подъемника или сотрудника конторы. Кроме того, эксперт отметила, что многие нотариальные конторы находятся на 2-3 этажах зданий, не приспособленных для доступа маломобильных категорий граждан.

Своим опытом обращения к нотариусам поделилась и директор комплекса социальных жилых домов "Марьино" Наталья Ахрамеева. Так, пытаясь вызвать нотариуса для заверения завещания в комплекс, где 70% проживающих являются пенсионерами – инвалидами, все 6 нотариусов района Митино отказались выезжать к ним на дом. Почти такой же результат она получила, обзвонив нотариусов других районов СЗАО г. Москвы. ''Таким образом, половина населения нашего комплекса не может получить законного права удостоверить свое завещание'', – отметила эксперт.

Вместе с тем, как отметил Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, от инвалидов жалобы на нотариусов и нотариальные конторы практически не поступают. ''Нотариат существует для граждан, и если есть какие-то вопросы, проблемы, жалобы, то имеются законодательством определенный путь их разрешения'', – отметил он.

Напомним, что в соответствии с законодательством о нотариате, лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в суд по месту нахождения нотариальной конторы (ст. 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Что касается вопроса выезда нотариусов на дом, Константин Корсик отметил, что, выезжая, нотариус оставляет без обслуживания контору и тех людей, которые к нему пришли, а исполнять обязанности нотариуса он должен только единолично. Вместе с тем, многие нотариусы все же осуществляют выезд на дом, и этот процесс в целом организован. ''В Московской городской нотариальной палате существует специальная программа, разработанная совместно с департаментом соцзащиты Правительства Москвы, по которому мы согласовываем эти выезды'', – пояснил он.

Вместе с тем, Александра Игнатенко, член правления Федеральной нотариальной палаты, отметила, что большинство нотариальных контор за прошедшие несколько лет оборудованы техническими средствами для инвалидов, причем за счет собственных средств нотариусов. ''2385 нотариальных контор по стране оборудованы кнопками вызова нотариуса, если человек сам не может подняться, 1924 – поручнем и подъемниками, 422 – складными пандусами, лифтом – 356. Это все делается не за счет бюджетных средств, а за счет нотариусов, занимающимися частной практикой'', – добавила она.

Вместе с тем, по предложению председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами  Лидии Михеевой инвалиды смогут через интернет-приемную на официальном сайте ОП РФ оставлять свои обращения и жалобы по поводу качества нотариальных услуг, которые будут рассмотрены совместно с Минюстом России

Советник министра юстиции РФ Мария Мельникова заверила, что министерство накажет недобросовестных нотариусов.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I

Читайте также:

 

ФНП не одобрила инициативу о передаче полномочий нотариуса местным органам городских округов

ФНП не одобрила инициативу о передаче полномочий нотариуса местным органам городских округов

В числе прочего, по ее мнению, из-за этого недобросовестные граждане смогут обойти нотариуса.