Эксперты считают, что вопросами организации детского отдыха должно заниматься специальное федеральное агентство
Наделение какой-либо определенной структуры полномочиями по осуществлению общего контроля за качеством организации отдыха и оздоровления детей, позволит, во-первых, гарантировать безопасность детей, а во-вторых, исключить избыточные требования к оказывающим соответствующие услуги лагерям и другим учреждениям. Предложение представителей отрасли о создании такого специального ведомства прозвучало в ходе состоявшегося 14 марта в Аналитическом центре при Правительстве РФ круглого стола, посвященного обсуждению проекта "карты рисков" для жизни и здоровья детей в ходе организации их отдыха и оздоровления. Разработать данный документ Минобрнауке России и заинтересованным министерствам и ведомствам поручила Правительственная подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций госорганов, отметив, что исходя из концепции риск-ориентированного подхода (постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806) организации, отвечающие за детский отдых, должны попадать в категорию объектов с высоким уровнем риска. Также им было поручено подготовить предложения по повышению эффективности межведомственного взаимодействия контрольно-надзорных органов, проведению совместных проверок и обмену информацией.
По словам представителя Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Ольги Хоботовой, "карта рисков" должна стать не дополнительной нагрузкой для детских лагерей, а методическими рекомендациями по обеспечению безопасности детского отдыха для их руководителей.
Согласно проекту деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая детский туризм и работу загородных оздоровительных и трудовых лагерей, предполагается оценивать по шести категориям риска:
- безопасность. В нее включаются, в частности, риски, связанные с нарушением требований пожарной безопасности, санитарного законодательства, требований по организации защиты от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, недостаточный уровень медицинского обеспечения, угроза жизни и здоровью детей и сотрудников лагерей при проведении турпоходов и экскурсий, при передвижении на транспорте;
- качество питания;
- образование и воспитание. К этой категории относится в том числе несоответствие квалификации сотрудников лагеря или учреждения, организующего отдых и оздоровление детей, профессиональным стандартам;
- нормативный аспект;
- организационный аспект. Риском этой категории является, например, недостаточное межведомственное взаимодействие контролирующих органов;
- финансово-экономические риски, в частности недостаточное финансирование отдыха и оздоровления.
Разработчики документа оценили вероятность возникновения каждого вида риска и определили перечень компенсационных мероприятий, проведение которых позволит снизить эту вероятность.
Каков механизм введения и действия "карты рисков", пока не известно. Представители МЧС России и Роспотребнадзора заявили, что увеличения количества контрольных мероприятий после утверждения документа не предполагается.
Однако даже существующее количество проверок порой чрезмерно, отметили руководители детских лагерей и попросили по крайней мере унифицировать порядок проведения проверок подразделениями одного и того же контрольного органа. Так, например, районная, городская и краевая прокуратура иногда предъявляет разные требования к одному и тому же объекту, подчеркнула исполнительный директор Межрегиональной общественной организации "Содействие детскому отдыху" Галина Суховейко.
Причем возникновению некоторых рисков в сфере организации детского отдыха способствуют требования действующего законодательства, указали эксперты. В частности, распространение на детский туризм закона о госзакупках приводит к необходимости проведения перед каждым турпоходом конкурсов, в том числе на поставку продуктов питания, отметил руководитель Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета при Ростуризме, член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ Сергей Минделевич. В результате группе приходится брать с собой продукты на весь маршрут, это не только тяжело, но и опасно, поскольку они портятся. Также, по его словам, непонятно, как исполнять требование о согласовании туристских маршрутов с МЧС России, ведь такое согласование не отнесено к функциям, осуществляемым министерством (Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").
При этом о некоторых обязательных требованиях руководители лагерей просто не знают, поэтому необходимо создать какой-либо единый ресурс, например интернет-сайт, на котором можно будет найти абсолютно все нормативные акты, регулирующие сферу организации отдыха и оздоровления детей, и узнать о полномочиях всех надзорных органов, заключили эксперты.
Кроме того, по мнению представителей отрасли, более полезным документом, чем методические рекомендации по оценке рисков, стал бы порядок организации туристских путешествий с детьми, определяющий все возможные их виды: спортивные походы, экскурсии (организованные как сотрудниками образовательных учреждений, так и турфирмами) и т. д., и закрепляющий требования к квалификации проводящих мероприятие лиц и всей его технической составляющей – применительно к каждому виду экскурсии или похода.