Меры административного надзора могут распространить на лиц, неоднократно совершивших преступления небольшой тяжести, связанные с незаконным оборотом наркотиков
Соответствующий законопроект1 в Госдуму внесло Правительство РФ. Кабмин считает, что наблюдение надзорных органов необходимо не только за теми, кто ранее совершил особо тяжкие преступления в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных средств, но и за гражданами с неснятой судимостью или освобожденными по УДО за менее тяжкие преступления в этой области. В частности, правительство предполагает внести изменения в ст. 3 и ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее – закон об административном надзоре), а также в ч. 2 ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса.
В пояснительной записке к документу кабмин указывает, что одобрение предлагаемых поправок позволит сделать меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, более эффективными.
Напомним, что в настоящий момент административный надзор по общему правилу может быть установлен судом в отношении совершеннолетнего лица, освободившегося из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
- тяжкого или особо тяжкого преступления;
- преступления при рецидиве преступлений;
- умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 3 закона об административном надзоре).
При этом административный надзор в отношении указанных лиц устанавливается при наличии одного из условий. Во-первых, это случаи, когда лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось там злостным нарушителем установленного порядка. Во-вторых, это касается также случаев, когда при наличии непогашенной либо неснятой судимости лицо совершает в течение одного года более одного административного правонарушения против порядка управления и посягающего на общественный порядок и безопасность и на здоровье населения и общественную нравственность (ч. 3 ст. 3 закона об административном надзоре).
Добавим, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться в том числе следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах и посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, а также пребывания вне места жительства в определенное время суток и т. д. (п. 1-3 ч. 1 ст. 4 закона об административном надзоре).